Европа без штанов: как потеря газа из РФ и пошлины США обрушили промышленность ЕС
Сюжет:
Эксклюзивы ВМЕвростат обнародовал данные: отказавшись от дешевого российского газа, экономика ЕС потеряла 544 миллиарда евро. А общие потери от санкций составили 1,3 триллиона. И это лишь начало: 20-процентные пошлины на европейские товары грозят Европе масштабным экономическим кризисом. И уже начавшиеся проблемы — огромный плюс для нас: велика вероятность, что ЕС будет просить возобновить российско-европейское экономическое сотрудничество. «Вечерняя Москва» разбиралась с этой ситуацией.
С одной стороны, все не так плохо. В 2024 году экономика стран ЕС выросла на 0,7 процента. Но экономисты считают: такой рост, по сути, — кризис.
— Давайте сравним: экономика Индии за этот же период выросла на 6,8 процента, Индонезии — на 5,1 процента, Китая — на 4,9, России — на 3,9, Турции — на 3,5, США — на 2,8 процента, — рассказывает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Второй момент: две крупнейшие экономики стран ЕС не выросли, пусть даже чуть-чуть, а упали! Франция — минус 0,1 процента, Германия — минус 0,2. Третье: современная экономика устроена как в сказке «Алиса в Стране чудес»: здесь чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил, а чтобы обогнать — бежать еще быстрее. Так вот: крупнейшие экономики ЕС стали сильно отставать.
В чем же дело? Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на Всемирном экономическом форуме заявила, что во всем виноват... президент России!
— Путин перекрыл нам поставки газа, — заявила фон дер Ляйен. — Но взамен мы существенно сократили нашу зависимость от российского ископаемого топлива в рекордные сроки.
Виктор Кудрявцев уточнил:
— Урсула фон дер Ляйен, как истинная арийка, живет строго по заветам доктора Геббельса. Ведь это он сказал: «Чем наглее ложь, тем скорее в нее поверят». Европейцы, введя санкции, сами отказались от дешевого российского газа. А чтобы они к поставкам не вернулись, США потом взорвали «Северные потоки». А вот второе утверждение фон дер Ляйен верно: они перешли на СПГ — сжиженный природный газ из США, который завозят в Европу танкерами и который стоит намного дороже. Ведь одно дело, когда газ свободно идет по трубе, и совсем другое, когда его нужно добыть, сжижить, перегрузить в танкеры, доставить через Атлантику в Европу, выгрузить, вновь превратить в газ. Стоимость СПГ зависит от многих факторов и может различаться в разных частях мира. Например, в Германии цены выше, чем во Франции, потому что в Германии нет собственных терминалов для регазификации СПГ. Их арендуют, что тоже сказывается на цене.
В конечном итоге за более дорогой газ заплатили обычные граждане ЕС. По данным Евростата, они недополучили 1,6 триллиона евро доходов, или 6,3 процента валового объема оплаты труда за 2022–2024 годы.
— Три года слабоумия и отваги стоили Европейскому союзу свыше триллиона евро, ведь русофобия требует денег, — заявила представитель российского МИД Мария Захарова. — Если так продолжится, через 10–20 лет на повестке будут стоять вопросы гуманитарной помощи Европе.
Cитуация развивается все стремительнее, а экономические проблемы — накапливаются, создавая кумулятивный эффект.
Срочно нужны радикальные перемены
Бывший премьер-министр Италии Марио Драги по заказу Еврокомиссии подготовил доклад по развитию конкурентоспособности ЕС и призвал Европу к «радикальным переменам». Причем — срочным. «Энергетический рынок ЕС сталкивается с фундаментальными проблемами, в результате цены на электроэнергию для промышленности в два-три раза выше, а природный газ дороже в четыре-пять раз, чем в США», — пишет Драги.
И вот результат. По данным международной аудит-консалтинговой корпорации Deloitte, 67 процентов немецких компаний хотя бы частично уже перенесли свой бизнес за пределы страны. В ключевых для экономики ФРГ сферах — машиностроении, производстве товаров промышленного назначения и автомобилестроении — таких даже больше. Как правило, производства переносят в США и Китай, где ресурсы намного дешевле.
— В ближайшем будущем Германию ждет исход самых важных компаний, который обернется высокой безработицей и падением экономических показателей. Деиндустриализация уже происходит здесь в значительных масштабах, — заявил партнер Deloitte Флориан Плонер.
Из-за дорогих энергоресурсов из Евросоюза в США переехали предприятия по производству стали, удобрений и химической промышленности. Среди крупных концернов-переселенцев — немецкий Volkswagen AG и люксембургский металлургический гигант ArcelorMittal. Частично перенесли мощности Mercedes-Benz, BMW, Siemens. Но США — не унимаются.
Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, между тем напоминает:
— Трамп, вводя пошлины на европейские товары, буквально заставляет их подписывать долгосрочные контракты на закупку американского СПГ и нефти. Цель Трампа — создать гарантированный рынок сбыта для американских ресурсов. Если будут долгосрочные контракты — т.е. гарантии для американских производителей, — они смогут получать в банках дешевые кредиты и развиваться.
Виктор Кудрявцев уточняет:
— Европейские потребители энергоресурсов при этом продолжат хиреть, потому что американский СПГ — дорогой. Если они продолжат на газе из США работать, их рентабельность продолжит снижаться, а конкурентоспособность — падать. Но США, по всей видимости, это не волнует. Ты умри сегодня, а я — завтра. Вот такой у них сейчас принцип. Они хотят выжить за счет бывших партнеров.
Тарифом по голове
Дональд Трамп, как известно, с апреля ввел пошлины на товары из ЕС — в размере 20 процентов. Пошлины на импортные автомобили, в том числе европейские, еще выше — 25 процентов. Дилеры уже в ступоре: американские порты перегружены автомобилями, заняты все стоянки — дилеры не готовы платить и надеются, что Трамп пошлины отменит.
— Введенные США пошлины наносят серьезный ущерб как американской, так и мировой экономике. Ограничения приводят к росту инфляции, замедлению роста, снижению занятости и зарплаты, а также подрывают доверие к глобальной торговле, — заявил министр финансов Германии Йорг Кукис.
Виктор Кудрявцев уверен: американские пошлины кризис в европейской экономике только усилят:
— Сложится негативный алгоритм. Сначала — из-за пошлин — вырастут цены на европейские товары в США. Затем упадут их продажи. Потом сократится производство, а с ним и часть рабочих мест. Упадут поступления в бюджет в виде налогов на прибыль предприятий и налогов на доходы граждан. Параллельно с этим негативным сценарием будет раскручиваться и другой. Китайцы, потеряв из-за пошлин часть американского рынка, попробуют пристроить свои товары в другие страны. Самый большой и самый богатый — после американского — рынок европейский. Поток китайских товаров туда вырастет. Казалось бы, это хорошо: появится больше недорогих товаров. Да, но китайцы начнут «душить» европейские бренды! В прошлом году, я напомню, ЕС был вынужден ввести 33-процентные пошлины на электромобили из Китая, потому что они буквально выдавливали с авторынка европейцев. Так что европейцам придется вводить пошлины и на ряд китайских товаров, чтобы защитить своих производителей. Но рост пошлин на китайские товары автоматически приведет к росту цен.
Агентство Reuters, ссылаясь на опрошенных экспертов, опубликовало прогноз: «Экономический рост в еврозоне может сократиться под воздействием пошлин США гораздо сильнее, чем первоначально предполагал Европейский центральный банк (ЕЦБ), и отсутствовать вовсе по итогам текущего года». По данным Reuters, экономика ЕС из-за «войны пошлин» может сократиться на один процент. Иными словами, даже не вырастет, а станет меньше, чем в 2024-м.
Штаты едят слабых
Финансовый аналитик Артем Извольский пояснил, что нынешняя «война пошлин» не прихоть Трампа. Она, увы, объективна и имеет очень глубокие корни.
— Как до последнего времени развивалась экономика? Берется относительно недорогой кредит, вкладывается в развитие производства или сферу услуг, затем производится товар или услуга, которые осваивают или, проще говоря, захватывают новый рынок. США как мировой экономический лидер по этой схеме — «кредит — производство — захват рынка» — освоили весь мир. Поэтому везде — «Макдоналдс», «Найк», «Айфон», «Боинг», «Гугл» и прочие чудеса цивилизации. Проблема в том, что в какой-то момент свободных мест для освоения рынков не осталось. Нельзя куда-то прийти, начать продавать свои товары или услуги и с этого жить. Все, что можно, уже продали. И что дальше? Американцы привыкли, что экономика всегда растет, денег все больше, что они живут все лучше и лучше, и вдруг упс: уперлись в стену. Как быть? Чтобы не снижать уровень потребления и не терять мировую гегемонию, они стали брать кредиты. В итоге госдолг США вырос до 36 с лишним триллионов долларов. Иными словами, вместо товаров и услуг американцы стали продавать воздух — свои финансовые обязательства. Но долг дело такое — рано или поздно придется возвращать. А как? Чем? Где взять ресурсы? И тогда США начали пожирать партнеров. Простой, но яркий пример — «Северные потоки». США буквально отрезали европейцев от дешевого российского газа и переключили на свой, дорогой. Или плати за американский газ, или переводи свои предприятия в США, становись налоговым резидентом и плати в бюджет Штатов. Хоть так, хоть этак, но дядя Сэм в плюсе.
Да, из-за дорогого газа и перевода предприятий в США Европа будет нищать, разоряться, но для Америки вопрос стоит ребром: или мы, или они. Второй пример — НАТО. До сих пор Штаты несли примерно 68–70 процентов расходов альянса. Но пришел Трамп и сказал: европейцы, увеличивайте свои военные бюджеты до пяти процентов ВВП, иначе мы вас защищать не будем! Вот для сравнения две цифры. В Уставе ООН записано, что военные бюджеты стран альянса должны составлять не менее двух процентов ВВП. Таким образом, Трамп требует в 2,5 раза больше. Вторая цифра: военные расходы России на 2025 год составляют 6,8 процента от ВВП. Но мы ведем боевые действия против всего Запада на фронте протяженностью около двух тысяч километров! А европейцы формально даже армии не задействовали. Но Трамп требует резко увеличить военные расходы. Это значит, что и украинский конфликт он тоже хочет переложить на плечи Европы.
Как пояснил эксперт, вводя пошлины, Трамп хочет «питаться» не только Европой, но и Китаем, Индией и другими странами.
— Просто Европу как ближайшего и при этом довольно богатого младшего партнера США стали «есть» первой. Она «пожирнее», и до нее куда проще дотянуться, — считает Извольский.
Политолог Евгений Мезенцев отмечает, что положение у США сейчас настолько тяжелое, что они ради «продолжения банкета» готовы угробить весь мир.
— Взять ту же Европу. Верный союзник, подконтрольные элиты, военные базы на ее территории. В случае военного конфликта все это можно использовать — как Байден и делал. Душить пошлинами такого союзника нелогично, глупо, он ведь еще не раз пригодится! Но Трамп — душит. Почему? А у него нет другого выхода. Потому что США вдруг оказались голым королем. Мировой гегемон с колоссальным госдолгом, без собственного производства, гегемон, которого сейчас не слушаются даже бывшие партнеры, не говоря уже о врагах. Трамп не зря пришел с лозунгом «Сделаем Америку снова великой», потому что она давно не великая. И станет ли великой при Трампе — большой вопрос.
Можем извлечь выгоду
Что касается Европы, то, как считает Евгений Мезенцев, мы имеем все шансы вернуться к сотрудничеству.
— В Европе набирают силу консерваторы — такие, как Орбан и Фицо, которые Россию не любят, но готовы с ней сотрудничать. Они не ответственны за украинский конфликт, они не воевали с Россией, зато они могут прийти и договориться о возобновлении «энергетического» сотрудничества. Это тот случай, когда «холодильник победит телевизор». Не можешь победить, не можешь трофеями отбить свои вложения в конфликт, значит, надо мириться и сотрудничать. Чем хуже будут в Европе дела, тем острее будет необходимость повернуться на Восток. Потому что от Штатов европейцам ничего, кроме пошлин, уже не светит. Штаты — ослабели, нужны новые партнеры.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Наиболее серьезный кризис сейчас переживает немецкий автопром. Так, прибыль BMW в 2024 году рухнула на 37 процентов. У Volkswagen — минус 33 процента, у Mercedes-Benz — 40,5. Предстоят масштабные увольнения. В Audi (входит в Volkswagen) к 2029-му работы лишатся 7,5 тысячи человек, что сэкономит миллиард евро в год. При этом с 2019-го уже уволили 9,5 тысячи сотрудников, во всем концерне — 48 тысяч. Одна из главных причин — слишком дорогая энергия. Электричество в стране почти втрое дороже, чем в США и Китае и на 40 процентов, чем во Франции, где используются АЭС, которые закрыли в Германии.
В ТЕМУ
Европа, как и США, идет по пути деиндустриализации. По данным Евростата, 69,4 процента общего ВВП составляет сфера услуг. А именно — общепит, банки, индустрия красоты, туризм и т.д. Впрочем, по сравнению с США, где услуги дают 80 процентов ВВП, в Европе все не так плохо. Обрабатывающая промышленность (производство продуктов питания, одежды, обуви, автомобилей, бензина) дает 28,4 процента общеевропейского ВВП. Сельское хозяйство — 2,2 процента. «Доля промышленного производства в структуре ВВП стран Евросоюза будет снижаться, и в первую очередь эта тенденция затронет энергоемкие отрасли: химическую промышленность, цемент, сталь и другие сегменты рынка, — дал прогноз гендиректор немецкого химического концерна BASF Мартин Брудермюллер. — Сильнее всего снижение промышленного производства затронет Германию».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Чирков, доцент кафедры политической экономии экономического факультета:
— Экономика ЕС деградировала еще до введения трамповских пошлин. А пошлины могут ее и вовсе добить. Хотят европейцы или нет, но им придется, чтобы выжить, пересматривать свои отношения с Россией. Дело в том, что конкурентоспособность Европы во многом базировалась на дешевых российских ресурсах. И это не только газ, но и нефть, металлы, уголь, лес, продовольствие. И чтобы эти ресурсы вновь получать, санкции рано или поздно придется отменить. В том числе, кстати, и санкции в отношении экспорта в Россию. Где вы будете продавать ваши автомобили, если американский рынок становится все менее доступным? В Китае? Но там своих производителей хватает, китайцы ездят на своих машинах. Заходить в Индию? Но это узкий рынок: люди в Индии — бедные. Остается Россия: почти 150 миллионов населения и довольно высокий платежеспособный спрос.
Что известно о торговых пошлинах Запада против США — в материале «Вечерней Москвы».