Фестиваль «Золотая маска»: какие постановки представят Москву
Тем не менее в число тех, кто поборется за звание лучшего спектакля прошлого сезона, вошли несколько московских постановок. Одна из них — «Соборяне» режиссера Полины Агуреевой. Роман-хроника Николая Лескова обрел свое сценическое воплощение под аккомпанемент ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. Необычная форма, где соединяются музыка и драматическое действо, но главным элементом становится текст — насыщенный, образный язык писателя, бережно сохраненный на сцене, — привлекла внимание жюри.
Вторая столичная постановка среди номинантов — «Каштанка» Московского театра кукол. Стоит отметить, что все недавние премьеры театра заметны на культурном ландшафте. Мастерство артистов неоспоримо — оживляя созданных художниками «игрушечных» персонажей, они делают действие захватывающим для аудитории любого возраста, разбивая стереотип, что кукольные спектакли в первую очередь создаются для самых юных зрителей.
Стоит гордиться и хореографическими достижениями наших трупп — пластический спектакль «Еми», основанный на японской мифологии, поразил членов жюри виртуозным обращением с телом человека как с инструментом для выражения сложных идей и состояний.

Эксперты обратили внимание и на оперу Родиона Щедрина «Не только любовь», поставленную в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер Евгений Писарев создал спектакль о послевоенном времени, когда люди после тяжелых испытаний возвращаются к жизни, пытаясь изжить травмы тяжелых лет и заново научиться любить.
Выбранные столичные спектакли-номинанты показывают, насколько широкий круг тем и разнообразие сценических решений сейчас интересно жюри. Новаторство в них неразрывно сплетено с продолжением традиций, и, что особенно важно, выделены спектакли с нетривиальным выбором материала, как, например, впервые поставленный роман Лескова или редкая «оттепельная» опера.
Стоит подчеркнуть, что награждает «Золотая маска» теперь только спектакли, а номинации лучших режиссеров, артистов и художников упразднены. Так предлагается отношение к спектаклю как к целостной работе, где все элементы, от сценографии до игры актеров, взаимосвязаны и неделимы. Ну а чтобы отметить кого-то персонально, теперь существует лишь одна номинация — «За вклад в развитие театрального искусства».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции