Урокам время, домашке час: пойдет ли на пользу детям введение новых норм
Сюжет:
Эксклюзивы ВМС 1 сентября 2025 года в школах введут строгие нормативы времени на выполнение домашних заданий для младшеклассников. «Вечерняя Москва» узнала у заслуженного учителя России Александра Пименова, принесет ли это пользу детям.
Строгий учет
Первоклассники будут тратить на уроки не более одного часа в день, ученики вторых-третьих классов — до полутора часов, а четвероклассники — максимум два часа. Контрольные работы не должны превышать 10 процентов от общего количества уроков, задания обязаны публиковать в электронном журнале до конца учебного дня, а администрации школ будут следить за совокупной нагрузкой детей.
Педагоги не удивляются: подобные нормы существовали и раньше.
— Аналогичные ограничения уже прописаны в СанПиНах, — отмечает исполнительный директор Ассоциации школьного кластера, заслуженный учитель России Александр Пименов. — Но кто будет контролировать соблюдение норм? К тому же польза, которую дети получат от выполнения задания, зависит уже от учителей. Если один педагог задает на дом творческий проект, а другой — механическое переписывание учебника, время выполнения может быть одинаковым, но ценность — совершенно разная.
По мнению специалиста, корень проблемы глубже — учителя до сих пор не определились, зачем вообще нужны домашние задания.
— В текущей системе образования ими часто стараются компенсировать материал, который ребята не успели освоить на уроке. Существуют и практики, в которых педагоги и вовсе избавились от домашних заданий, — объясняет Пименов. — Я же считаю, что домашняя работа важна, но при условии, что ребенок выполняет ее осознанно.
В своей практике Александр использовал методику, заимствованную у Макаренко, — наделял детей ответственностью, при этом предоставляя им право выбора.
— Я составил список из 12 вариантов домашних заданий и предложил ребятам самим решить, какое из них они хотят выполнить, — вспоминает учитель. — Произошло удивительное: дети сами начинали работать больше, потому что им было интересно. Творческое задание на 3 часа воспринимается как удовольствие, а 20 минут пересказа параграфа из учебника — как пытка.
Только с интересом
Эксперты считают, что введение нормативов — попытка, так сказать, лечить симптомы, игнорируя причину заболевания. Учителя должны давать такое домашнее задание, выполнение которого будет приносить пользу, при этом будет интересным.
— Первоклассник действительно не может больше часа тратить на домашнюю работу из-за возрастных особенностей. Старшеклассник же может продуктивно работать и три часа, если задание соответствует его интересам, — делится опытом Пименов. — Я видел, как дети забывали о времени, увлекаясь проектами. Но для этого нужны переподготовка педагогов, свобода методик и ресурсы для творческих заданий, в том числе время. Только тогда домашка станет не повинностью, а продолжением увлекательного обучения — и вопрос о нормативах отпадет сам собой.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Борис Деревягин, независимый аналитик в сфере образования:
— Главная проблема — в отсутствии индивидуального подхода к обучению. Дети усваивают материал с разной скоростью — кому-то хватает 15 минут, другому нужно три часа. Цель образования — найти баланс между качественным усвоением знаний, сохранением психического здоровья и социальной адаптацией.
Подробно о том, кто будет контролировать объем заданного на дом и что делать, если одному ребенку нужно больше регламентированного времени, а другому меньше — в материале «Вечерней Москвы».