«Мистический триллер»: в театре «Неформат» прошла премьера спектакля «Судьба по обмену»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ компактном зале «Зимний сад» Театра на Трубной лаконично «прописался» дом олигарха. Его хозяин в странном состоянии, полусне-полудепрессии, регулярно прикладывается к бутылке виски. И почему-то то и дело вспоминает пушкинского друга Антона Дельвига и некоторые странные обстоятельства его жизни и смерти. На заднике сцены — большая стена-экран, в которой иногда открывается дверь...
Это важная деталь. Потому что режиссер Игорь Скрипко соединил здесь два вида искусства — театр и кино. И происходящее на экране, крупный план героев-антагонистов, будет не менее важно, чем темпераментная игра артистов — Александра Чернявского как Влада и вечно молодого Вячеслава Манучарова как Макса.
Последний появляется в этом доме загадочно, как Мефистофель, — выходит сухим из-под дождя и постепенно доводит своего друга, коллегу и компаньона до белого каления. Они вспоминают некоторые пикантные обстоятельства своей жизни, в том числе и «общую» жену... Но в сторону лирику — главный счет у Макса к Владу финансовый: тот украл у компании, которую формально возглавлял, миллионы долларов. Чтобы их вернуть, хитрый Макс разработал нетривиальный план. Но его ждет немало «открытий чудных»...
Оказывается, Влад давно уже поменял свою несчастливую судьбу и раннюю смерть, которую ему предсказала гадалка (в этой роли на экране блистает Роза Хайруллина) на участь везунчика Макса, о чем тот не подозревает. Расплата грядет — их встреча происходит в роковой день сорокалетия Влада, который он не должен пережить. Но надеется, что теперь это участь Макса.
Не будем открывать секрета и портить вам удовольствие, заметим только, что мистика плюс финансы — гремучая смесь. Кстати, тема экзотичная и редкая на столичных подмостках, как ни странно. Это всегда удивляло худрука и основателя «Неформата» Михаила Барщевского, которому по душе слова Пушкина о том, что надо обязательно «глаголом жечь сердца людей».
— Большинство спектаклей в Москве — развлекательные, — говорит Барщевский. — Это различные мелодрамы или комедии — как правило, западной драматургии. Зрителям предлагают сюжеты, которые не имеют никакого отношения к нашей действительности. Они не предполагают у зрителей способности думать. Но именно в театр ходит интеллигенция: вузовская профессура, врачи, учителя, люди с высшим образованием. Они транслируют тем, кто не ходит, те мысли, которые получают в театре.
Барщевскому нравятся слова Станиславского о том, что «театр начинается с вешалки». Но он уточняет:
— С вешалки в гардеробе, когда зрители уже уходят. Что они обсуждают после спектакля? Кто прав из героев? Кто виноват? Кто из них подонок или нормальный человек? Это успех спектакля. Если же обсуждают, что у них будет на ужин, — это провал. Для меня важно, о чем зрители говорят после спектакля.
Что ж, после «Судьбы по обмену» (жанр создатели обозначили как «мистический триллер») зрители в гардеробе, похоже, будут обсуждать не меню ужина, а странный, почти детективный сюжет (юридический опыт Барщевского тут пригодился), эксцентричных героев, «заклятых друзей» и экзотичную интригу, начиненную мистикой. Пьесу написал сам Михаил Барщевский в дуэте с коллегой Павлом Степановым и щедро начинил ее символами и аллегориями.
— От своей судьбы не уйдешь. — философски добавляет Павел Степанов. — В нашей истории нет фатализма. Все реально. А вывод простой — делай хорошо свое дело и надейся на лучшее.
Так обмен или обман? Зритель решит сам. Спектакль ведь неформатный, как заказано названием театра. Два драматурга, два артиста и один режиссер два с лишним часа держат в напряжении публику в зале, заставляя ее думать и примеривать на себя грехи героев. Перед нами практически исповедь, что, кстати, театр как искусство и подразумевал изначально. А вот годимся ли мы, сами грешные, на роль батюшки — еще вопрос. Неформальный и неформатный.