Цветы запоздалые или Еврейское счастье: в московском La’Театре прошла премьера «Нас ждут…»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ московском La’Театре прошла премьера спектакля «Нас ждут…».
Режиссер Юрий Клепиков представил свою версию пьесы Валерия Мухарьямова «В тени виноградника», написанной по мотивам рассказа нобелевского лауреата Исаака Зингера «Последняя любовь». Получилась пронзительная история о том, как встретились «два еврейских одиночества».
— Все, что связано с драматургией Зингера, всегда абсолютно и невероятно смешно, но и всегда отчасти трагично, — считает худрук La'Театра Вадим Дубровицкий. — Сюжет очень тонко прошит отношениями, человеческими отношениями. Это любовь, это одиночество, это одиночество в любви. Люди одиноки по определению. Все боятся любить, не всегда умеют любить, но любовь настигает нас там, где совсем этого не ждешь.
«Нас ждут...» — трогательная история о том, что «любви все возрасты покорны». Ему — 82, ей — 57. Однажды она заходит к нему как к соседу. И случается Встреча. Оказалось, их многое связывает — память, утраты и надежда на возрождение, на понимание, на взаимное чувство.
В глубине сцены на серебряном экране герою игриво подмигивает черно-белая Мэрилин Монро из культового фильма «В джазе только девушки». Но Гарри Бендинеру (Алексей Шевченков), замершему в кресле, в обнимку с виски, таблетками и пледом, остается только вздыхать и мечтать. У него все в прошлом: он давно потерял семью. Поэтому его новая соседка вдова Этель (Нелли Уварова) воспринимается им как дар небес. И события этих двух дней изменят его жизнь навсегда.
Но их знакомство получилось весьма бурным. Это не романтическая встреча, а электрический разряд, столкновение двух непростых характеров. Но постепенно общие воспоминания и страх одиночества делают их беседы все более искренними и теплыми. Герои вспоминают родных, спорят, подкалывают друг друга, учатся слушать и слышать. К тому же они оба состоятельные люди, которые заботятся о сохранности семизначных цифр на своих банковских счетах. В гостях, на ужине у Этель, Гарри уже почти верит в возможность близкого двойного счастья…
Может, зловещая тень прошлого путает карты? Оба они беженцы из Польши, евреи, пережившие войну. Нам приходится, хоть с трудом, но поверить в эту легенду: хотя весь облик Шевченкова как бы вопит о его совершенно другом, не иудейском происхождении. Тем значительней его актерская работа.
Артист младше своего героя на тридцать лет, но вполне достоверно играет ветерана Гарри — со всеми возрастными изменениями: шаркающей походкой, трясущимися руками... Может, даже иногда чересчур натуралистически. Кстати, Шевченков играл эту возрастную роль еще двадцать лет назад в театре Армена Джигарханяна, уже тогда поражая зрителей своим перевоплощением в немощного старика.
А Нелли Уварова сразу «дает звезду», рисуя миллионершу, которая здесь проездом. Она капризно и нелепо мечется по квартире, хватая то одну, то другую вещь. Это сначала смущает, потом возмущает героя (да и нас тоже), но потом он начинает видеть в ее взбалмошном женском характере плюсы.
Весь спектакль — это активный диалог-поединок героев. Она провоцирует, а он заглатывает крючок. Зачастую Уварова слишком стремительно меняет рисунок роли — мы просто не успеваем следить за ней. Вот она иронизирует над престарелым кавалером и вдруг: «Я приму вас таким, какой вы есть». Причем под активное распитие алкоголя в течение всего спектакля, что, скажем прямо, выглядит несколько фантастично, учитывая возраст героя. Гарри, который видит в ней свою Мэрилин, поддается ее бреду и мечтаниям.
За ужином они как бы планируют заново счастливо прожить жизнь, но поздно. Никаких путешествий не будет, равнодушные дети-внуки так и не появятся у них на пороге. Жизнь (точнее, болезнь) поставит свою зловещую точку на этой запоздалой игре в мечту. А поведение странной Этель в финале найдет объяснение как проявление реального, увы, психического диагноза. Да, иногда «любовь нечаянно нагрянет». Даже к вашему дедушке. Или бабушке. Но так же нечаянно и уйдет, не попрощавшись. Причем в окошко. Потому что ее там, наверху, тоже ждут.