Мчалась по жизни и по миру: не стало Ларисы Голубкиной
Умерла российская и советская актриса Лариса Голубкина. Ей было 85 лет. Уход артистки стал большой утратой для всего российского театрального и кинематографического сообщества. При выдающихся талантах Голубкина никогда не гналась за славой и материальными благами. Лариса Ивановна восхитительно пела, прекрасно танцевала и великолепно играла. Ее очень любили коллеги и зрители.
Детство и юность
Лариса Ивановна Голубкина родилась в Москве в 1940 году в семье военного и закройщицы. Ее отец Иван Павлович до войны некоторое время работал биологом, но ушел на фронт, а после ранения занялся преподавательской деятельностью в военном училище. Мать Клавдия Михайловна по настоянию мужа посвятила себя семье, оставив работу. Голубкина, вспоминая родителей, всегда отмечала, что мать научила ее терпению, что пригодилось ей в жизни.
Девочка росла артистичной. Голубкина любила петь и регулярно устраивала концерты для родителей и соседей. Во время учебы в школе будущая актриса серьезно занималась вокалом и мечтала посвятить жизнь сцене, а потому после окончания восьмого класса в 15 лет поступила в Московское музыкально-педагогическое училище на дирижерско-хоровое отделение. Она некоторое время скрывала от отца свой выбор, так как тот мечтал, что дочь станет биологом. Ради отца Голубкина записалась на подготовительные курсы биофака МГУ и даже успешно сдала вступительные экзамены, но параллельно подала документы в ГИТИС, куда ее тоже приняли. Она заявила родителям, что видит себя исключительно на сцене, и те были вынуждены уступить.
Театр
В начале учебы Лариса Голубкина мечтала об оперетте, но уже на втором курсе перешла к Алексею Попову обучаться актерскому мастерству. Режиссер сразу оценил способности девушки и пригласил ее в Театр Советской армии (ЦАТСА). Там актрису ждали главные роли, но не сразу. Первая постановка с ее участием постоянно переносилась, потому она приняла приглашение сыграть в пьесе «Женитьба Фигаро» в Театре Сатиры. Однако после вернулась в ЦАТСА, где и служила, часто предпочитая театральные подмостки съемочной площадке.
Голубкину любили режиссеры. Она умела все: пела, танцевала, великолепно вживалась в роли лирических или характерных героинь, даже могла исполнять трюки. Была приглашенной артисткой в Театре имени Александра Пушкина. Вера Алентова, игравшая вместе с Голубкиной, говорила, что Ларису Ивановну пригласили в спектакль за неделю до премьеры, и никто кроме нее не смог бы за столь короткий срок так органично и блестяще влиться в постановку.
Театр всегда оставался для актрисы главной страстью. Она продолжала играть и в совсем зрелые годы. В 2018 году свет увидел моноспектакль «Лариса Голубкина. Заплатки», к которому она возвращалась в 2022 году после болезни.
Кино и телевидение
Первой и одной из главных ролей Ларисы Ивановны в кино стала роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», которая ей досталась еще во время учебы. Рязанов предпочел Голубкину множеству других артисток. Как вспоминал сам постановщик, никто кроме нее не мог так органично перевоплощаться из корнета Азарова в Шурочку и, наоборот, так двигаться, самостоятельно исполнять трюки. Во время одного из них она даже порвала связки. На площадке она впервые предстала перед широкой публикой в качестве певицы, исполнив «Колыбельную Светланы».
Сама Голубкина в одном из интервью вспоминала тот период так:
— Я снялась, и получился перпетуум мобиле: завели меня вот так, со скипидаром, и помчалась я по жизни и по миру…
Картина сделала артистку знаменитой, но одновременно и немного застопорила ее карьеру в кино: ей завидовали и задвигали, не давая ролей. Однако актриса продолжала работать и все-таки появлялась во многих значимых картинах. В 1965 году она снова снялась у Рязанова в «Дайте жалобную книгу», затем присоединилась к масштабному «Освобождению» Юрия Озерова, который снимался в течение четырех лет. В конце 1970-х вышел фильм с ее участием «Трое в лодке, не считая собаки», где она сыграла вместе с супругом — актером Андреем Мироновым.
Всего на счету Голубкиной 20 киноработ. Она всегда выбирала театр и много времени посвящала пению. Записывала песни — особенно хорошо ей удавались романсы, которые со временем стали основой ее репертуара. Вместе с Мироновым она гастролировала по стране, позже ставила сольные концерты.
Многогранность Голубкиной выражалась и на телевидении. Она вела «Утреннюю почту», «Добрый вечер, Москва!» и «Артлото», участвовала в разных проектах, в том числе в «Поют звезды театра и кино», где блестяще исполняла романсы.
Семья
Любовью всей жизни Ларисы Ивановны был Андрей Миронов. С актером Голубкина познакомилась в студенчестве. Миронов добивался красавицы Голубкиной целых 11 лет. Она встречалась со сценаристом Николаем Щербинским-Арсеньевым и успела побывать замужем за директором Мосфильма Владимиром Досталем. Брак продлился всего полгода.
В тот период родилась единственная дочь Голубкиной Мария, ныне известная актриса, которая называет своим отцом исключительно Андрея Миронова — Голубкина вышла за него замуж в 1977 году. Голубкина четырежды отказывала артисту, так как не видела смысла в браке, однако в конце концов уступила и говорила потом, что все, что было до Миронова, считает несерьезным. Андрей Александрович удочерил Марию и относился к ней, как к родной.
После смерти супруга в 1987 году Голубкина больше не вступала в серьезные отношения, сама мысль о браке с кем-то еще казалась ей просто смешной, хотя артистка и признавалась, что порой ей было тяжело. Она много времени посвящала работе, дочери, а потом и внукам — Анастасии и Ивану, которые родились в браке Марии с известным музыкантом, гонщиком и шоуменом Николаем Фоменко.
Творческое наследие Ларисы Голубкиной останется навсегда в сердцах поклонников и коллег. Она смогла создать незабываемые образы и мелодии, которые будут жить на экранах, сценах, пленках и цифровых носителях долгие годы, продолжая вдохновлять новые поколения певцов, актеров и актрис.
«Вечерняя Москва» выражает соболезнования родным и близким Ларисы Голубкиной.