Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

О походах ваших, о боях с врагами... Лучшие песни военных лет

Сюжет: 

День победы-2018
Общество
19.12.1941 Великая Отечественная война 1941-45 гг. Бойцы Красной Армии едут на фронт
19.12.1941 Великая Отечественная война 1941-45 гг. Бойцы Красной Армии едут на фронт / Фото: Марк Марков-Гринберг / РИА Новости
О Великой Победе до сих пор снимают фильмы и слагают песни. «Вечерняя Москва» собрала самые известные композиции того времени.

«Священная война» (слова — Василий Лебедев-Кумач, музыка — Александр Александров)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Текст этой песни был опубликован спустя всего два дня после начала Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года. «Священную войну» впервые исполнили на Белорусском вокзале 26 июня. Из-за чрезмерно трагичного звучания песня широко не исполнялась до октября. 15-го числа фашисты захватили Калугу, Ржев и Калинин (ныне — Тверь). С этого дня «Священная война», сочетающая грозную поступь марша и мелодичную распевность, стала звучать по всесоюзному радио каждое утро, сразу за кремлевскими курантами.

«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» (слова — Борис Ковынев, музыка — Ежи Петерсбурский)

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война…

Песня появилась сразу после начала войны, в период с 22 июня по 29 июля 1941-го и мгновенно распространилась по всей стране.

«Смуглянка» (слова — Яков Шведов, музыка — Анатолий Новиков)

Как-то летом на рассвете

Заглянул в соседний сад,

Там смуглянка-молдаванка

Собирает виноград.

Я бледнею, я краснею,

Захотелось вдруг сказать:

«Станем над рекою

Зорьки летние встречать».

«Смуглянка» как часть сюиты Новикова и Шведова, посвященной революционеру и участнику Гражданской войны Григорий Котовскому, была написана еще до войны, в 1940-м. Но не исполнялась. Вспомнили о ней спустя четыре года — Новиков показал «Смуглянку» в числе других песен руководителю Краснознаменного ансамбля Александру Александрову, который планировал новую программу для своего коллектива. Песня ему понравилась, хор и солисты тут же начали ее разучивать. Впервые ансамбль исполнил эту песню в 1944 году в Концертом зале имени Чайковского. Концерт транслировали по радио, благодаря чему ее услышало много людей. «Смуглянку» подхватили на фронте и в тылу.

Песня является «визитной карточкой» фильма «В бой идут одни "старики"» Леонида Быкова, вышедшего на экраны в 1974 году.

«В землянке» (слова — Алексей Сурков, музыка — Константин Листов)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

После начала войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом «Красноармейской правды». Конец осени 1941-го. Стрелковая дивизия 16-й армии, оборонявшая подмосковную Истру, получила наименование 9-й гвардейской — и Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов газеты осветить это событие. Поехал и Сурков. В конце ноября они посетили штаб дивизии, затем отправились на командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка, который находился в деревне Кашино. Прибыли. Оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов одной из танковых дивизий врага, а к деревне подходит фашистская пехота. Из-за обстрела журналисты и офицеры засели в блиндаже. Прорваться удалось благодаря начальнику штаба капитану Величкину, который пополз к занятым немцами домам, закидывая противника гранатами. Вражеский обстрел был ослаблен. Удалось пройти минное поле, переправиться через реку по тонкому ноябрьскому льду. Под обстрелом. Добравшись до деревни Ульяшино, в которой стоял советский батальон, Сурков увидел, что вся его шинель посечена осколками. «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага», — сказал он тогда.

В деревне штабистов и корреспондентов разместили в землянке. Величкин уснул после второй ложки супа — не отдыхал четыре дня. Кто-то сидел у печки, играл на гармони. Сурков же делал наброски для репортажа. А получались — стихи. По возвращении в Москву он завершил свое стихотворение «В землянке». Музыка была написана зимой 1942-го.

«Давай закурим» (слова — Илья Френкель, музыка — Модест Табачников)

Теплый ветер дует.

Развезло дороги.

И на Южном фронте

Оттепель опять.

Тает снег в Ростове,

Тает в Таганроге.

Эти дни когда-нибудь

Мы будем вспоминать.

Осень 1941-го. На Южном фронте рано выпал снег, а потом неожиданно потеплело. Раскисшие дороги, грязь. В это время советские войска нанесли контрудар под Ростовом-на-Дону, в результате которого в конце ноября город был освобожден. Фашистские войска потерпели первое крупное поражение, их отрезали от кавказской нефти.

Стихотворение Френкеля «Давай закурим!» было опубликовано 22 января 1942-го.

«Огонек» (слова — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен)

На позиции девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек…

19 апреля 1943 года было опубликовано стихотворение Исаковского «Огонек». Музыку к нему сочиняли многие композиторы, однако автор той, что обрела популярность, — неизвестен. Впервые песня с этой мелодией прозвучала в 1947 году. Исполнил ее Владимир Нечаев. На грампластинкам указывалось: слова — Исаковский, музыка — народная.

«Мы, друзья, перелетные птицы» (слова — Алексей Фатьянов, музыка — Василий Соловьев-Седой)

Первым делом — самолеты...

Ну а девушки?

А девушки — потом!

Песня звучит в фильме «Небесный тихоход» режиссера Семена Тимошенко, выпущенном в 1945 году.

«Синий платочек» (слова — Яков Гольденберг, музыка — Ежи Петерсбурский)

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч…

Музыка была написана в минской гостинице «Беларусь» в 1940-м году. Потом ее услышал поэт, драматург Гольденберг и написал к ней слова. Песня быстро стала шлягером. Существует несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив этой песни, но навсегда сохранились в народной памяти строчки — «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа».

«Темная ночь» (слова — Владимир Агатов, музыка — Никита Богословский)

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…

Песня была написана в 1943 году для кинофильма «Два бойца» режиссера Леонида Лукова. Во время съемок он столкнулся с трудностью — не получалось убедительно снять кадр с написанием солдатом письма. И тут возникла мысль, что решить эту сцену может помочь песня. Севший за рояль Богословский почти сразу предложил мелодию. Стихи к ней тоже сочинили довольно быстро. После этого обратились к Марку Бернесу, записали фонограмму. На следующий день эпизод был снят. Главный герой картины Дзюбин — Бернес — поет ночью под гитару во фронтовой землянке.

«Эх, дороги…» (слова — Лев Ошанин, музыка — Анатолий Новиков)

Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги,

Да степной бурьян.

Знать не можешь

Доли своей.

Может, крылья сложишь

Посреди степей…

Песня была написана для театрализованной программы «Весна победная» в 1945-м году, уже после войны. К празднику 7 ноября программу задумал и осуществил режиссер Ансамбля песни и пляски войск НКВД Сергей Юткевич.

«Журавли» (слова — Расул Гамзатов, музыка — Ян Френкель)

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса…

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса…

Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли» по-аварски. Тема была навеяна посещением в Японии памятника Садако Сасаки, которая страдала от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. В Азии существует поверье: желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу журавлей. Девочка надеялась, что сможет вылечиться, если сделает это.

По пути из Японии в СССР Гамзатов думал об умершей матери, о старшем брате, погибшем в боях под Севастополем, другом брате - пропавшем без вести моряке… Вспоминал других близких людей, погибших в годы войны.

Стихотворение «Журавли» изначально было несколько иным:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей.

Строчки перевел известный переводчик восточной поэзии Наум Гребнев. В 1968 году стихотворение было опубликовано. Увидевший его Марк Бернес позвонил Гребневу и сообщил, что хочет сделать песню. Они сразу же обсудили некоторые изменения в тексте, и слово «джигиты» затем было заменено на «солдаты». Впоследствии Расул Гамзатов отметил, что это расширило адрес песни.

Запись песни «Журавли» состоялась 8 июля 1969 года и стала последней в жизни Бернеса. В то время он уже тяжело болел. 16-го августа его не стало.

«Нам нужна одна победа» (слова и музыка — Булат Окуджава, оркестровую версию записал Альфред Шнитке)

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех — мы за ценой не постоим.

Булат Окуджава написал эту песню для фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», вышедшего на экраны в 1970 году. В картине ее поет сестра милосердия Рая, роль которой исполнила Нина Ургант. В финале музыкальная тема повторяется без слов — в оркестровой аранжировке.

«Вечный огонь» (слова — Евгений Агранович, Музыка — Рафаил Хозак)

От героев былых

времен

Не осталось порой

имен

Те, кто приняли

смертный бой,

Стали просто землей,

травой.

Только грозная

доблесть их

Поселилась в

сердцах живых.

Этот вечный огонь

Нам завещано одним

Мы в груди храним.

Песня была написана специально для фильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогова. Впервые ее исполнил Владимир Златоустовский в 1971 году.

«День Победы» (слова — Владимир Харитонов, музыка — Давид Тухманов)

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли.

Песня была написана для конкурса на лучшее произведение о Великой Отечественной войне в 1975 году. Но она не только не стала призером, но и некоторое время не звучала ни на радио, ни на телевидении. Корифеи посчитали, что Тухманов слишком молод и не может соответствовать статусу автора произведения государственного масштаба. Критиковали и музыку — в ней услышали синкопы и элементы не то фокстрота, не то танго.

В прямом эфире песня впервые прозвучала в ноябре 1975 года. На концерте, посвященном Дню милиции, ее исполнил Лев Лещенко.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Антонов, советский и российский композитор, эстрадный певец:

— Моя самая любимая песня военных лет — «Темная ночь», написанная в 1943 году композитором Никитой Богословским, слова поэта Владимира Агатова. Это самая душевная и лиричная песня войны. Наверное, она и самая лучшая — как я считаю. Может быть, потому, что я был лично знаком с Никитой Богословским, может быть, на меня произвело первое исполнение этой песни — ее поет актер Марк Бернес в кинофильме «Два бойца». Фильм снимался в 1943 году на Ташкентской киностудии, где находились в эвакуации многие артисты.

Елена Камбурова, певица:

— Моя самая любимая песня — «Соловьи». «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат...». Она объемная, очень красивая мелодия и, как сказать... Она очень трогательная, щемящая. Поют шальные соловьи — невероятно, конечно. А потом очень люблю песни Окуджавы, которые он посвятил войне. Такие, как «Простите пехоте», «До свидания, мальчики». Сейчас артисты перепевают военные песни, и я к этому отношусь хорошо — но — смотря как перепоют. Сколько проходит времени и, если соблюдается традиция пения за столом, то поют именно военные песни. В этих песнях военных, которые я люблю, нет парадности, в них больше человечности и соединение с душой тех, кто воевал, и сочувствие воинам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В бой идут одни старики. Как «красили» легендарный фильм

Снова закружится старый вальс

День Победы 9 мая: что посмотреть по телевизору

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.