Воздаяние или благодать?
Помню, когда в детстве, десятилетним отроком в дни Страстной седмицы читал главы Евангелия, где говорится о предательстве Христа Иудой, суде над Ним, приговоре Пилата, о биении воинами и Его распятии, то у меня появлялись слезы, и я задавался вопросом: почему Господь их не покарал? Почему Бог не наказывает за соделанное зло? Один духовник из Троице-Сергиевой лавры мне так ответил на мои вопросы: «Наказывает, но не всегда. Он дает возможность исправиться».
И я понял, что иногда Господь ждёт покаяния человека, его изменения, обращения от греха, чтобы простить и исцелить его. И если человек осозна́ет все свои ошибки и исправит их, его грехи предаются забвению. Если же не раскается, то воздаяние ему будет либо в этой жизни, либо посмертно. Но оно будет, и после смерти оно ещё страшнее. Уж лучше тут потерпеть.
Воздаяние – это не столько наказание и тем более не месть, сколько проявление Божьей любви. Бог, не находя возможности привести грешника к покаянию через голос любви, приводит его через рупор скорбей. И эти скорби, скорее, не возмездие за сотворенное зло, а развитие тех деструктивных последствий, которые грех нанес душе человека.
Однако порой мы смотрим на грешников и думаем, что ничего страшного у них за их грехи не будет. Они хорошо живут, у них все есть и в почете умирают. Но если в размышлениях не ограничивать жизнь человека земным измерением, то последствия порочной жизни наступают после смерти. И это не столько «наказания Всевышнего», сколько вступление в силу духовных законов: человек прожил жизнь настолько греховно, что после смерти просто не в состоянии испытывать блаженство от встречи с Богом. Не «кто-то» ему это запрещает, а он сам не может это вместить.
Ви́дение Бога (если оно вообще возможно в подобных случаях) у такого человека скорее вызывает страдания, чем радостные чувства, от встречи грешник испытывает адские мучения. Но что это: воздаяние от Бога или неспособность самого грешника наслаждаться чистой радостью от благ Царства Божия? По какой причине Сам Спаситель описывает это состояние как «плач и скрежет зубов» (см. Мф. 8: 12)? Не могут же бессмертные души, лишенные плоти, в буквальном смысле слова скрежетать зубами и источать слезы. Речь идет о духовном отчаянии. Не может быть, чтобы на протяжении многих и многих веков изображения Страшного Суда навивались исключительно воспаленными фантазиями религиозных фанатиков. В святоотеческом наследии можно найти немало подтверждений подлинности существования ада и рая, вечной радости праведников и страданий злых и распутных. Другой вопрос – насколько современные люди верят в это, чаще называют или «церковными сказками», или говорят что-то вроде: «А нам тогда все равно будет». Как гласит народная мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».

Тут вспоминается толкование святителя Григория Нисского на египетские казни. Как мы помним, евреи, перед тем как выйти из Египта от ненавистного и тяжелого рабства, обращались к правителю страны, чтобы он их отпустил, но он не хотел этого делать, и вот Господь наслал на его государство десять кар – десять казней. Историческое толкование таково, что Бог через эти кары вразумлял фараона отпустить евреев.
Согласно духовному толкованию, которое предлагает святитель Григорий Нисский, Господь Своей благодатью одинаково воздействовал как на израильский народ, находившийся в плену, так и на египетский.
Благодать Божия – всегда благая, и на всех Господь изливал свою любовь. Но египтяне, в силу их греховного образа жизни и жестокосердия, эту благодать не могли принять, и само соприкосновение с ней вызывало у них страсть озлобления. А еврейский народ, наоборот, благодать Божью воспринимал и радовался.
И когда, как написано в книге «Исход», Ангел смерти прошёл по Египту и евреев не коснулся, а египтян поразил, не нужно понимать это буквально, как то, что Ангел действовал по этническому признаку. Это надо понимать так, что египтяне сами, в силу их греховности, не откликнулись на призыв, и от этого погибали.
Встреча с Богом для каждого человека может оказаться очень неожиданной и по-разному быть воспринятой. Кто-то повернётся к Нему лицом и захочет на Него смотреть, не отрываясь, и будет радоваться и блаженствовать от одного этого созерцания, заполненный, как благородный сосуд, до краев благоуханным елеем.
А кто-то, встретившись с Господом, отвернётся со смущением, презрением и неприязнью, как вели себя книжники и старейшины иудейские, когда Христос входил в Иерусалим. Они будут находиться в своей самозамкнутости и самоизолированности от Бога. Для человека подобное состояние станет вечным одиночеством и страданием. Можно назвать это воздаянием, а можно назвать и духовным последствием того образа жизни, который вел нераскаянный грешник.
Может возникнуть соблазн порадоваться тому, что мы, мол, сейчас тут страдаем, но в вечности будем блаженствовать, а грешники тут наслаждаются, а там своё получат, Бог им воздаст, а мы еще попросим, чтобы они это получили. Как пророк Иона, когда сообщил ниневитянам о карах, которые Господь приготовил им за грехи и нечестие, хотел исполнения прорекших им наказаний. А Господь помиловал жителей Ниневии за их покаяние, за искреннее желание исправиться. И пророк Иона расстроился.
Так и мы, подобно Ионе, порой жаждем мести, расправы над грешниками. Иногда эта жажда справедливости бывает весьма обоснованной. Но Господь, с теми же ниневитянами, и с каждым из нас, действует не по законам нашей земной справедливости. Более важным тут становится то, что сам человек, оказывается, по-разному может воспринимать милосердие Божие.
Сможет ли он её воспринять и измениться – вот что важно для нашего Любящего Творца. И если для достижения этой цели надо применить некое «воздаяние» – более или менее сильное, то оно будет.
Время Великого поста – это всегда период испытаний, и в первую очередь духовных. Время пересмотра своих неровностей, греховных привычек, отношений с окружающими, проверка себя – все ли у меня сходится с Евангельскими законами или нет (увы! чаще всего – нет!). Цель поста не только в избавлении от «вредного» холестерина в крови или постоянного елейного умиления на лице. И не только радостные восклицания в Пасхальную ночь «Христос воскресе!» Хотя это тоже важно – почувствовать сердцем Воскресшего Спасителя. Да, это важно, но не менее значимо приблизиться к Богу, исполняя повседневные рутинные обязанности, из сердца изгнать суету. Воспитывать в себе любовь к Нему и к тем, кто находится рядом. А Он с нами будет разговаривать языком неслучайных «случайностей» или «совпадений». А какими они будут для нас – воздаянием или благодатью – зависит от нашего устроения. Главное, чтобы после «Осанна в вышних!» никто из нас спустя время не сказал: «Распни Его!», как это сделали избранные когда-то Богом евреи.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции