Наличие дома ткацкого станка приравнивалось к созданию кооператива
Среди экспонатов здесь, например, старинный деревянный ткацкий станок, прялка в сердечках. И все это можно потрогать, покрутить.
— Музей создал в шестидесятые годы учитель нашей школы Юрий Барановский, — рассказывает педагог-организатор музея школы № 1251 Мария Чигаева. — Он считал, что нужно сохранить знания о быте русского человека дореволюционной поры. Вместе с учениками и преподавателями он ходил по старым домам, ездил по окрестным деревням и селам, собирал отжившие свой век предметы обихода. Люди с радостью отдавали их в музей. А школьники вели дневники, где записывали свои впечатления.
Рассказ прерывает прозвеневший звонок. Музей заполняется шумными учениками.
— Больше всего мне нравится ткацкий станок, — делится ученица 7-го кадетского класса Мария Лысюк. — Он такой огромный и работает до сих пор, а ведь сделали его в XIX веке! После революции все ткацкие станки и прялки было приказано уничтожить, изготовление ткани дома приравнивалось к созданию кооператива, а это было запрещено. Этот закон принес ущерб русской культуре — домашнее ткачество было почти утрачено.
В музее много экспонатов: старинная обувь, рубахи, деревянный циркуль, мискагребень, самовары, чайники, иконы, оклады, хоругви, рукописные Библии и даже Коран.
— Вот повойники — тканые шапочки. Под них прятали волосы замужние женщины, прежде чем надеть основной головной убор, — рассказывает о назначении некоторых из предметов коллекции ученица 8-го класса Екатерина Ошарова. — А вот эти две дубинки — валек и рубель. Их применяли для стирки белья. А знаете, для чего на самовар вешали бублики? Думаете, для красоты? Совсем нет. Самовар своим жаром разогревал лакомства, а есть их горячими вкуснее.
Кажется, в этой школе любой ученик может стать экскурсоводом. Удивительно, но они знают историю нашего города и его жителей гораздо лучше большинства родителей.
Многие думают, что вещи, которые нас окружают, не заслуживают особенного внимания. Но в обычных предметах обихода зашифрована информация об исторической эпохе и людях, которые в ней жили. Изучая быт, мы лучше понимаем историю целого народа.