Главное
Истории
Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

Спортивный стиль

Спортивный стиль

Как отдыхали в СССР?

Как отдыхали в СССР?

Хоббихорсинг

Хоббихорсинг

Где учатся дети знаменитостей?

Где учатся дети знаменитостей?

Мир прекрасен, даже если ты его видишь только кончиками пальцев

Сюжет: 

Равные среди равных
Общество
Московской организации Всероссийского общества слепых в начале апреля исполнилось 90 лет. Накануне большой даты наши корреспонденты побывали в единственной на всю Москву школе, где обучение ведется только по системе Брайля.

Первоклассница Юля Гиднева вошла в класс и сразу же спросила: «У нас сегодня гости? Кто к нам пришел?» Вопрос девочки не покажется чересчур прямолинейным, учитывая, что Юля — воспитанница школы-интерната для тотально слепых детей.

СЕРДЕЧНЫЙ ДОМ

Несмотря на полное отсутствие зрения, Юля вмиг поняла, что в кабинете кроме педагога находятся незнакомые люди. А как же иначе? У человека, который с рождения ничего не видит, осязание, обоняние, интуиция развиты особенно сильно... В школу-интернат для слепых обучающихся № 1 мы пришли по долгу службы, но сразу и бесповоротно влюбились в атмосферу уникального дома, в котором живут и учатся дети, смотрящие на мир по-другому.

НАШИ ГЛАЗА – ЭТО РУКИ

Знакомство со школой началось с урока тифлографии в первом классе. Это фактически рисование, но осязаемое. Ребята «рассматривают» специальные учебные пособия, в которых нет привычных нам ярких картинок — все изображения выпуклые и подписаны с помощью шрифта Брайля.

Малыши легко водят пальцами по выпуклым точкам, по линиям рисунка и без труда понимают, что изображено. Рисуют они по специальной пленке, каждая проведенная линия на которой — осязаема.

Со стороны выглядит немного странно — белые листы учебников, белые тетради, но дети «видят» свой яркий, насыщенный, интересный мир. Зато полки, тумбочки в классе уставлены многочисленными детскими поделками — куколки, барашки, поросята, чашки и даже макеты деревенских изб с полной обстановкой и большой крестьянской семьей — все это сделано руками школьников. Единственное, чего они сделать не могут, так это раскрасить своих героев. Зато вылеплены фигурки искусно — проработана каждая, даже самая мелкая деталь.

— Вверху изображена чашка с блюдцем, внизу — чайничек, — «прочла» маленькими пальчиками учебное пособие первоклассница Юля и тут же взяла меня за руку, передавая тепло своих крошечных мягких ладошек. Ее соседка по парте Полина «увидела» на своем листе утку и лебедя.

Для таких детей, как она, руки — целый мир. С их помощью незрячие чувствуют окружающих людей, понимают их настроение, буквально считывают информацию, познают мир. И все новое они впитывают как губки — дети очень открытые, общительные, разговорчивые и улыбаются искренне и светло.

Несмотря на особый статус учреждения, здесь дают полное и качественное образование. За последние три года школа выпустила пять медалистов. Школьная программа такая же, как у обычных школьников, с той лишь разницей, что дети учат математику, русский язык, историю и другие предметы по шрифту Брайля. Все книги, естественно, отличаются от привычных нам учебников.

НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ

Заходим на урок математики. 11-классница Ксения Петренко небольшим шилом с помощью странного вида для непросвещенного человека доски с «окошечками» — прибора Брайля — делает проколы в плотных листах тетради.

— Сегодня мы изучаем иррациональные уравнения. По учебнику ребята читают, а с помощью шила и прибора «записывают» в тетрадь решения, — пояснила учитель математики Вера Малышева. — В математике, как ни странно, писать нужно даже больше, чем в гуманитарных предметах, — перед каждым знаком, который в азбуке обозначается определенным «шифром», необходимо ставить уточняющий символ.

На уроке геометрии ученики 12-го класса уже не «пишут» от руки — они работают с помощью специальных печатных машинок, у которых всего шесть клавиш, одна из которых — пробел. Сочетание нескольких клавиш выводит на листе буквы и символы. Ребята говорят, что «писать» на машинке легче и быстрее, но такой техники на всех не хватает — в России подобные приборы не выпускают.

Большое внимание в школе уделяется ориентированию на местности.

— Человек, лишенный зрения, полагается на осязание, слух, обладает хорошим чувством времени и интуицией, — пояснила педагог Юлия Лисина. — Мы учим ребят ориентироваться в пространстве. Очень важно привить детям навыки, чтобы они дальше шли по жизни сами и без чьей-либо помощи.

СПРАВКА

Школа-интернат для слепых обучающихся № 1 — старейшее учебное заведение столицы. Была основана еще в 1882 году. На сегодня здесь живут и учатся 284 воспитанника в возрасте от 4 до 18 лет. За 130 лет школу окончили свыше 1800 человек. Пять медалистов вышли из стен школы за последние три года. Четыре выпускника успешно сдали Единый госэкзамен, набрав рекордное количество баллов — свыше 220 по трем предметам.

90 ЛЕТ СТОЯТ НА ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕЗРЯЧИХ ЖИТЕЛЕЙ СТОЛИЦЫ

Сегодня в Москве проживают 14 тысяч инвалидов по зрению, из них девять тысяч состоят в Московской городской организации Всероссийского общества слепых — одной из старейших общественных организаций города. На днях ей исполнилось 90 лет. Этой знаменательной дате были посвящены торжественное мероприятие и большой праздничный концерт, состоявшиеся в Информационном центре правительства Москвы на Новом Арбате, 36.

— Московское общество слепых объединяет в своих рядах людей социально активных, неравнодушных, вы реально участвуете в жизни города, отстаивая и защищая интересы инвалидов по зрению, вы вносите тем самым неоценимый вклад в наше общее дело, — отметила, выступая на праздничном вечере, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Людмила Митрюк. — От всей души поздравляю вас с юбилеем и хочу подчеркнуть, что неизменно приоритетной задачей для правительства столицы была, есть и будет задача повышения качества жизни людей с инвалидностью, и в том числе, конечно же, с проблемами зрения.

МНЕНИЕ

Нужно больше любить, помогать и сострадать 

Мария Миронова, заслуженная артистка России:

- В наше непростое время очень важно и нужно помогать прежде всего двум категориям — пожилым людям и инвалидам. Благотворительный фонд «Артист» — яркий пример такой помощи. Вообще, основная цель его работы — материальная помощь и моральная поддержка актеров театра и кино старшего поколения. Но в фонде есть и другие программы. Одна из них называется «Жизнь в движении» и посвящена детям, имеющим проблемы с опорно-двигательной системой. Этим проектом мы хотим рас сказать о жизни детей— опорников, о тех трудностях и ситуациях, с которыми они сталкиваются. О том, что они не нуждаются в жалости и сострадании, а нуждаются в нашей поддержке. В необходимости предоставить им возможность быть полноценными гражданами и членами общества. Дать возможность учиться, получать профессию и жить самостоятельной жизнью. В рамках программы мы проводим массу интересных мероприятий. Одно из самых необычных — фантастическое восхождение на гору Килиманджаро с участием людей с ограниченными возможностями. Саша Шульчев и Саша Похилько на протезах покорили высочайшую гору Африки! Эти люди на своем примере не только показали мужество и силу духа, но и доказали, что у любого человека есть столько возможностей, о которых многие даже не догадываются...

Регулярно мы проводим также благотворительные концерты, аукционы и фотовыставки, вырученные средства от которых направляем на приобретение тренажеров и оплату дорогостоящих операций тем, кто в них нуждается. Акция «Жизнь в движении» объединила всех нас — и здоровых, и не очень, и детей, и взрослых.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.