Открыты миру
Учитель географии в Курчатовой школе Александр Заточный убежден: благодаря школе можно подобрать ключ к целому миру, и у детей сейчас есть для этого безграничные возможности. Как привить любовь к предметам и научить видеть в привычном новое и уникальное, рассказал Александр Заточный в интервью «ВМ» в дни проведения Всероссийского географического диктанта (16 — 17 ноября).
С Александром Заточным мы встречаемся на перемене, после очередного урока у старшеклассников. Ребята выходят из кабинета не торопясь, у некоторых остаются еще свои вопросы и идеи, которые им хочется озвучить учителю. Они подходят к интерактивный карте, расспрашивают, был ли географ в этой части России.
— У нас много удивительных мест, которые мы открываем вместе с ребятами, — поясняет учитель, после чего мы приступаем к отдельному разговору. Он, конечно же, начинается с вопроса о выборе профессии.
Поиск своего интереса
— На рубеже двух веков — ХХ и XXI — закрепился стереотип, что учитель — преимущественно женская профессия. Почему ее выбрали для себя?
— У меня нет такого стереотипа. В этом году, к примеру, побывал в Японии, где учитель — это в первую мужская и при этом очень уважаемая профессия. Но сам вопрос о выборе профессии я слышу не только от взрослых, но и от детей, своих учеников. Ответ тут прост: я люблю географию и все, что с ней связано. А любовь эту зародили во мне книги из домашней библиотеки. В детстве в фаворитах был писатель Альфред Шклярский и его литературный герой — Томек Вильмовский. Он путешествовал по всем материкам. В эти книги заложено столько информации по географии, истории, этнографии и биологии, что их можно скорее назвать экшн-энциклопедиями. Можно сказать, именно с тех пор у меня появилась любовь к географии. Плюс это был мой любимый предмет в школе, приносил одни «пятерки».
— Узнавали что-то новое для себя только из книг и учебников?
— Условия для моего поколения были другие. Без интернета мы отправлялись в библиотеки и читальные залы, выискивали по подписке тематические журналы, с нетерпением ждали по телевизору передачи про путешествия. Все это еще больше разжигало детское любопытство. Юрий Сенкевич, Михаил Кожухов, Жак Ив Кусто и другие только укрепляли идею о том, что мир изучать интересно.
— А почему в школе?
— Потому что с детьми интересно. Сложно, но интересно и весело. Я впервые это понял во время прохождения педагогической практики в вузе.
— Александр Анатольевич, сегодня в эпоху интернета кому нужна география, как считаете?
— Я ответил бы так: география нужна всем. В отличие от других дисциплин, это предмет мировоззренческого направления. География формирует представление о том, как сложно устроен современный мир, насколько он многогранен. В век развитых коммуникаций это особенно остро ощущается.
— Каким образом?
— Дети не ограничены в общении. Они ищут контакты в поездках по России и миру, в социальных сетях. Понимание о разных народах, религиях, устройстве и положении стран делает их картину мира более многогранной, насыщенной, более яркой. Возможно, каких-то ребят заинтересует вопрос изучения малых народностей, другие захотят помочь тем, кто находится в беде, третьи задумаются о волонтерских миссиях или научных поездках. География поможет правильно задать вопросы и получить на них нужные ответы.
Пропустить через себя
— Вы говорите, что с детьми сложно и интересно. А выгорание после 13 лет работы в школе чувствуете?
— Здесь на помощь приходят личные открытия. Как географ, я просто обязан их совершать. Пожалуй, это главный источник новых сил для меня. Я стараюсь очень много путешествовать. Порой кажется, что я не могу усидеть на месте, нужно отправиться куда-то. Причем неважно, далеко это или близко. Главное, чтобы я увидел, что-то новое пропустил через себя и потом по возможности рассказал, поделился этим с детьми. Они любят мои рассказы.
— А сами ребята загораются идеями исследовать мир?
— Каждый год, в День знаний мы собираемся после торжественной линейки в классе и рассказываем, как прошло лето. Составляем список стран и городов, анализируем его, вырисовывая свою витиеватую географию поездок. Детям это нравится, они активно делятся своими впечатлениями. Всегда призываю детей больше путешествовать, смотреть, стараться находить для себя что-то новое, необычное.
— А ученики могли вам подсказать интересные места для поездок? Чтобы уже после их рассказов вам захотелось побывать там, куда раньше не ездили?
— Да, и мы составляем маршруты. Важно и то, что родители вовлечены в эту работу, они активно откликаются на идеи и предложения, инициируют семейные поездки. Такой обмен помогает нам всем как можно лучше узнавать мир.
Атмосфера и любовь
— Александр Анатольевич, а как научить детей слушать?
— Это составная работа. У ребенка должна быть внутренняя дисциплина, развивать которую помогает в том числе и благожелательная атмосфера в школе. Но при этом нужно помнить, что не каждый может быть заинтересован в твоем предмете. Одни любят технические науки, другим важен гуманитарный профиль, третьи хотят изучать искусство. Сфера интересов у всех разная, но перед тобой 30 человек, и нужно ко всем и каждому найти свой ключ, подход.
— А как привить детям любовь к школе, чтобы было желание ходить туда каждое утро?
— Это обязанность лежит на плечах учителей. Они должны создать атмосферу, наполненную любовью к школе, чтобы дети с удовольствием просыпались каждое утро и шли учиться, общаться, дружить и самое главное — получать новые знания. В Курчатовской школе мы с этим хорошо справляемся.
— А роль родителей какова тогда?
— Если в школе какая-то негативная атмосфера, то как родители могут привить любовь к урокам и всем занятиям? Мне это абсолютно непонятно. Один совет: объясняйте детям, что знания — великая ценность, они пригодятся сейчас и в будущем.
— Видно, что в Курчатовской школе география в почете. Вы не раз приводили детей к победам на олимпиадах. Что помогает добиться успехов?
— Каждый год участвуем во множестве конкурсов и олимпиад. Одно из значимых событий — Чемпионат России по географии. Три года назад нам посчастливилось занять первое место. Мои девятиклассники стали лучшими в России. Главное здесь — работоспособность детей, их желание побеждать, трудолюбие и понимание, что просто так ничего не дается.
Найти наставников
— Вы как учитель для многих важны, становитесь значимым наставником, проводником в мир географии и мировых знаний. А у вас есть свои наставники, люди, которые вам помогают расти в профессии?
— Поддерживаю теплые дружеские отношения со своими научными руководителями из вуза — Евгением Владимировичем Баранчиков и Владимиром Борисовичем Пятунин. Мы часто общаемся. Это те педагоги, с которых я беру пример, как вести уроки, семинары, лекции. Кроме того, мы вместе отправляемся в путешествия, посещаем научные конференции и другие мероприятия. Сам часто обращаюсь за советами к наставникам из вуза. На помощь могут прийти и учителя в Курчатовской школе. У нас собран замечательный педагогический коллектив.
— Вы говорили о безграничной возможности интернета. В какой-то момент дети чаще переключаются на развлекательные, а не на познавательные функции Всемирной сети. Какие сервисы, которые сейчас есть в Москве, помогают готовиться, узнавать новое учителям, школьникам, родителям?
— В контексте учебы и получения новых знаний отмечу в первую очередь прекрасный сервис «Московской электронной школы». Им пользуются все: и учителя, и родители, и, конечно же, сами дети. В «МЭШ» собраны все функции для выполнения домашних заданий, контроля успеваемости, обратной связи. По-моему, идеальная задумка и разработка. Есть также разные сервисы и сайты, благодаря которым можно путешествовать по миру и отгадывать географические загадки. В этом плане интерактив помогает школьникам лучше погружаться в предмет и его изучение. Для детей, родителей и учителей стараюсь делать свои подборки интересных мест, веду активно соцсети, рассказывая о своих приключениях и путешествиях. Это тоже находит отклик у детей.
— А цензура для учителей должна быть в соцсетях?
— Здесь, скорее, вопрос личных убеждений и внутренних ограничений. Для меня соцсети — еще один способ воодушевить самых разных людей на большие и маленькие открытия, поезди, походы, на поиск ответов на географические и другие вопросы.
— А если представить, что вы сегодня школьник, изменили бы свою профессию, стали кем-то другим?
— Как и у любого человека, порой возникают мысли: а куда можно было бы пойти еще? Но для меня все связано с географией и любовью к путешествиям. Например, стать пилотом. А еще часто говорю детям учить иностранные языки. Это тоже по-своему открывай дверь в мир. Мне и сейчас хочется учить сложные языки: китайский, японский, арабский, а заодно изучать восточные страны. Главное — поймать свою волну воодушевления, чтобы становится примером для детей.