Возрождение через слезы
Совершая грех, человек подвергается духовной смерти (см. Иак. 1: 15), он разрывает со своим Источником Жизни — Творцом, переживает внутреннюю опустошенность. Но Бог его не оставляет, даже в таком состоянии он имеет возможность вновь к Нему возвратиться. Когда Адам совершил грех, он осознавал это, но не откликнулся на призыв Творца к покаянию.
Мгновенно человек не может избавиться от страстных привычек, даже получая многоразличные дары благодати. Ему препятствует внутренняя склонность к пороку и опыт «беспечной» греховной жизни.
Крещение — это начало долгого многотрудного пути борьбы со страстями и искушениями, с крещальной купели только начинается дорога длиною в жизнь. Древний прельститель ополчается на душу, желающую быть с Богом. Премудрый Сирах говорит: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2: 1‑2). Стремясь подчинить греху человеческую волю, злые силы окружают человека сетями соблазнов. Для одних людей это пристрастие к изысканной пище, для других — завуалированная гордость. Третьи упиваются несбыточными мечтами, строят планы о внутреннем самосовершенствовании, покоясь на диване.
Между тем грех лишает человека возможности быть со Христом. До пришествия в мир Господа даже праведники не могли наследовать Царствие Небесное, так как с грехопадением первых людей все человечество стало подвержено власти самоугодия и себялюбия. Сын Божий Своим воплощением, страданиями и крестной смертью изменил порядок вещей. Человек в таинстве Крещения освобождается от уз греха, а впоследствии в таинстве Исповеди очищает душу от страстей.
Исповедуясь, человек не только признает свои грехи перед Господом. Он осмысливает собственную жизнь и осознанно отказывается от всего греховного в своем сердце, мыслях, поступках. Истинным покаянием можно назвать лишь то, которое приводит к изменению жизни кающегося, покаяние сопряженно с делами исправления. В таинстве Исповеди стираются рукописание грехов человека.
Примеры искреннего исповедания дает нам Евангелие. Это и притча о блудном сыне, и воспоминание о смиренной молитве мытаря, и образ благоразумного разбойника, внутренняя перемена начальника сборщиков налогов Закхея.
Какое значение в загробной участи может иметь покаяние, мы понимаем, изучая жизнеописания святых людей. Ярким примером этому является житие блаженной Таисии Египетской. Святая, будучи в юности щедрой помощницей монашеских обителей, с течением времени сбилась со спасительного пути и предалась страстям. Пришедший к ней с увещеваниями преподобный Иоанн Колов удивился тому, с каким рвением молодая женщина откликнулась на призыв покаяться. Она тотчас же оставила имение и отправилась вслед за преподобным.
Той же ночью в пустыне, где путники остановились на ночлег, святой Иоанн увидел огненный столп света. В это время Таисия отдыхала в отдалении. Подойдя к ней, Иоанн понял, что женщина уже умерла. С неба ему послышался голос: «Один час ее самоотверженного раскаяния выше, чем многолетние труды иных людей». Так Господь показал, насколько важна искреннее осознание своего падения и решительное стремление не возвращаться к греху.
Особую милость люди получают, исполняющие заповедь любви к Богу и ближнему (Лк. 7: 47-48) и стремящиеся прощать обидчиков (Лк. 6: 37). Это, в свою очередь, невозможно без помощи Божией и веры во Христа как Искупителя человека (см. Деян. 10: 43).
Во время исповеди кающийся рассказывает о собственных прегрешениях священнику, который является свидетелем покаяния. Благодатью Святого Духа, через молитвенное обращение к Богу, Господь прощает грехи «щедротами Своего человеколюбия» (разрешительная молитва). «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 23), — этими словами Господь даровал своим ученикам благословение разрешать грехи кающихся.

Существуют случаи, когда священнослужитель имеет право налагать епитимию — запрет приступать к Причащению на установленный срок, при этом налагает и молитвенное правило. Эта мера необходима для того, чтобы кающийся мог осмыслить свои поступки, осознать вину перед Богом, почувствовать потребность в очищении души, увидеть свой порок. Епитимия является воспитательным средством, направленным на преодоление страстных привычек.
К Исповеди, также как к таинствам Причащения и Соборования, верующий может прибегать неоднократно. Исповедоваться необходимо перед причащением Телу и Крови Христовым. Отвергать исповедь перед причащением, значит считать себя безгрешным, а это состояние гордыни и прелести, ибо нет человека, который бы жил и не согрешил (Екк. 7:20). Исповедоваться можно по мере необходимости, а не только, когда человек готовится причащаться.
Таинство Покаяния является уверением человека в неисчерпаемости Божественной любви и всепрощения. Исповедь каждый раз открывает возможность начать новую жизнь — очищенную от греха, добродетельную. Это Таинство называют вторым Крещением, омовением слезами. Человек, очищенный покаянием, восстает от падения и вновь стремится к Источнику Света — Христу.
«Если мы с верой неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, беспокоящих нас, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству этому, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердой решимостью не возвращаться к таковым, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми опечалившими нас», — писал в своих письмах старец Оптинский преподобный Амвросий. Здесь хотелось бы обратить внимание на ключевые слова «козни врагов наших душевных, беспокоящих нас, остаются недейственны и праздны». Как же жаль, что бо́льшая часть наших сограждан даже понятия не имеет о животворящей силе Причастия! Или нередко во время исповеди можно услышать не раскаяние в своих грехах, а жалобы на окружающих — злую соседку, «наславшую порчу», на пьющего сына или мужа. Конечно, это боль и горе, но нельзя ли попытаться поискать причины всяких невзгод в себе?
Не бывает на свете абсолютно здоровых людей, у всех что-нибудь, да болит время от времени. Даже у космонавтов с идеальной физической подготовкой. Но, может быть, прибегая за помощью к самому главному в Церкви Таинству, часть наших «болячек» и трудностей нивелируется? Может стоит попробовать? Не отрицая достижения медицины, конечно. Крайности везде вредны. А причастившись душа преображается! Это чувство радости и легкости не сравнить ни с какими увеселениями, даже самыми невинными. Тем более, за малый труд над собой — «даст Он жизнь вечную» (Ин. 17: 2).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции