Гастрономические и торговые сети
Москва считается одной из мировых гастрономических столиц. Кроме того, в городе сформировалась крупнейшая сеть торговых точек в Европе и на постсоветском пространстве. Первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, министр столичного правительства, глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк в интервью «Вечерней Москве» рассказал о развитии отрасли.
— Алексей Алексеевич, как сегодня выглядит торговая сеть Москвы?
— Москва — лидер среди 16 мировых столиц по объему торговых площадей на 100 тысяч населения. С каждым годом магазинов шаговой доступности и крупных торговых сетей становится больше, при этом жители выбирают, где ближе и выгоднее они могут приобрести те или иные товары. Число торговых предприятий в городе превысило 80 тысяч. Растет и товарооборот. Только за 2021 год он составил шесть триллионов рублей.
— Интернет-торговля тоже не отстает?
— Москвичи все чаще обращаются к покупкам в интернете. Это легко объяснить: службы доставки довезут покупку до двери; можно воспользоваться удобным сервисом бесконтактной оплаты.
По нему, кстати, в Москве стопроцентная обеспеченность — расплатиться банковской картой легко и на ярмарке, и в крупном магазине или маленьком кафе. Такие показатели уникальны для мира.
— Какие тенденции характерны для столичного общепита?
— За последние лет десять сеть общественного питания коснулись серьезные перемены. Речь идет как о самих форматах заведений, так и об их конкретном воплощении. В городе представлены кухни практически всех стран мира, можно найти заведение на любой вкус и кошелек — от недорогих кафе до фешенебельных ресторанов.
Яркий пример стремления рестораторов не только удовлетворять спрос в сфере услуг питания, но и обеспечивать гостям приятное времяпрепровождение — летние веранды. Культ летних веранд в европейских странах существует давно, и сейчас Москва не отстает в этом от других столиц.
— Алексей Алексеевич, а какие новые форматы в отрасли получили распространение за последние годы?
— Гастромаркеты, например. Фудхоллы, или гастрорынки — модное во всем мире направление в индустрии питания. Формат объединяет готовую еду от производителей общепита и рынок с ассортиментом продовольственных продуктов. Взрывной рост фудхоллов случился в начале 2010-х годов.
— Сколько таких гастрономических пространств работает в Москве?
— Сейчас на территории города открыто 35 гастропространств. Они представлены на территории восьми округов столицы. Подавляющее большинство — в центре Москвы. Общая площадь сегодняшних гастрохоллов превышает 68 тысяч квадратных метров, на которых работает более 870 операторов различных кухонь и концепций.
— Можете вспомнить, какие гастрономические пространства были первыми в столице? И насколько этот формат востребован сейчас у горожан и туристов?
— Начало было положено столичными рынками — Даниловским, Усачевским, позже открылось «Депо». Теперь гастрономические пространства есть и в центре, и в спальных районах, на окраинах столицы. Формат не просто прижился, а стал популярным — как у самих рестораторов, ищущих новые решения для бизнеса, так и у посетителей, желающих и приобрести продукцию, и оценить готовые блюда — все в одном месте.
— Настроены ли предприниматели продолжить развитие подобных гастрономических центров?
— Такие планы в индустрии питания есть. При этом гастрономические пространства могут открываться как в центре столицы, так и в округах города.
В целом хочу сказать, что торговля — один из драйверов развития всей экономики. И вклад Москвы в формирование современного рынка огромный. Уверен, что наши предприятия продолжат свое совершенствование, в том числе будут создавать новые места приложения труда.
ЦИФРА
8 500 00 квадратных метров различной недвижимости планируется ввести по итогам нынешнего года в столице. За первые полгода сдано уже более половины от общего объема.