Корреспонденты «ВМ» нашли последний поезд Ленина
«Ленинских мест» в столице множество. Одним из таких массовых ритуально посещаемых мест еще недавно был и музей Истории железнодорожной техники, где самым почитаемым экспонатом считался траурный поезд вождя. А что сегодня?
...К музею, что у Павелецкого вокзала, ведет аллея обсаженная каштанами и туей. Поднявшись по ступенькам, оставляя слева пандус для колясочников, входим под своды монументально здания и тут же попадаем в ловушку улыбки кассира Елены Каневской.
- Здравствуйте, мы из «Вечерки», - раскрываем свои удостоверения. – Хотим о вашем музее написать.
- А вы с администрацией договорились? – еще более радушно улыбается Елена.
- А зачем? – удивляемся мы. Мы же о вашем музее писать будем.
- Мне о вас не говорили. Покупайте билеты. 40 рублей. И за профессиональные фотографии еще 800. Заплатив за билеты, интересуемся, много ли посетителей приходят в музей и зачем.
- Человек 20-30 в день. Это индивидуально, А еще есть экскурсии. К нам со всего света приезжают, - говорит Елена. – В прошлую субботу так 101 билет продала.
- А кто ходит-то? – поинтересовались мы.
- Ностальгирующие, тех, кого здесь в пионеры принимали, те кто паровозами увлекается, детей приводят. А вот недавно мужчина пришел, сказал, что впервые здесь девушку поцеловал.
- А Ленина то вспоминают?
- Когда как…
В итоге договорились фотографировать за двести, сказав, что фотографии будут любительскими, и вошли в большой зал в середине которого стоял паровоз, сцепленный на века с коричневым вагоном. Надпись на паровозе гласила, что он отремонтирован в 1923 году беспартийными рабочими. Именно ему было доверено перевести тело вождя революции из Горок в Москву.
Так уж получилось, что история страны неразлучно связана сцепкой «Ленин – паровоз». Так весной 1917 года бритый Ленин с апрельскими тезисами в кармане въехал в провозной будке под свод дебаркадера Финляндского вокзала. История умалчивает о судьбе паровоза, на котором советское правительство года переехала из Петрограда в Москву. Говорят, что он стал временной котельной железобетонного завода и еще дышал в послевоенное время. Похоронив Ильича, рабочие избрали его почетным машинистом. А кочегаром назначили Розалию Землячку, отдавшую приказ утопить в Крыму офицеров-врангелевцев решивших остаться на своей родине.
Кроме нас в музее находилась мама с двумя ребятишками – Павликом одиннадцати лет и девятилетним Вовой. Мама разговаривать нами отказалась, зато Павлик на вопрос знает ли он Ленина мотнул головой: «Вождь» Вова о Ленине ничего не слышал.
Вокруг мемориального состава расположилась волне достойная экспозиция: портреты почетных железнодорожников, их вещи, награды. Особенно привлекали внимание восковые персоны имеющие отношение к железной дороге: Анна Аркадьевна Каренина смотрящая в окошко вагона, Катя и Гоша из «Москвы слезам не верит» и железнодорожник, наблюдающий по телевизору «КВН» футбольный матч 1957 года когда «Локомотив» раздербанил «Спартак» со счетом 7-0.
Мы заглянули и в книгу отзывов. В ней одни благодарности от жителей Москвы, Саранска, Луганска, Ступина, Нью-Йорка.
- Иностранцы вообще в восторге, - к нам подошла экскурсовод Ирина Панова, работающая в музее со дня открытия. - От паровозов.
- Мы тоже.
В парке около будки охранника жевали бутерброды Санек и Валек из Воронежа, поджидая товарища.
- Не, в музей не пойдем, да и Ленин нам ни к чему, - сказал Санек, - мы церкви реставрируем.