Как справиться со страхом, пока он не стал управлять жизнью
Татьяна, Москва:
— Моей дочери 22 года, летом она окончила с красным дипломом университет, также у нее есть диплом об окончании фотоакадемии. А еще дочка 11 лет проучилась в балетной школе. Она очень начитана, у нее прекрасное чувство юмора, она добрый и открытый человек. В общем, умница девочка, разносторонне развитая, творческая личность... Но только кто это, кроме нас, родителей, знает?! Ведь что касается общения с людьми, будь то какая-то малознакомая компания или работа, у дочери — сплошные комплексы. Она жутко переживает по этому поводу, порой до истерик доходит. Говорит, что встает в ступор перед малознакомым человеком, двух слов связать не может или же просто тупо молчит. Если чего-то не понимает, то стесняется спросить и из-за этого боится накосячить в работе. Она говорит, что все это началось еще со школы, но рассказала мне про эту проблему не так давно.
Вообще я замечала, что она порой даже с достаточно близкими людьми не может свободно разговаривать, и не потому, что чего-то не знает, а потому, что боится, стесняется, комплексует... Дочь говорит, что не представляет, как будет продвигаться по работе с такой проблемой. На последнем курсе университета она проходила практику в одной крупной компании и первые дни приходила домой в предынфарктном состоянии. Когда в офисе возникали проблемы, дочь, по ее словам, знала, как их решить, и легко могла бы с ними справиться, но, зайдя в кабинет руководителя, начинала нести полный бред.
Прошу, не оставьте мое письмо без внимания и скажите, что можно сделать, чтобы помочь дочке.
— Татьяна, ваша тревога за дочь очень понятна и обоснована. Умная, талантливая девочка не может раскрыть себя в полной мере, потому что испытывает парализующий страх в ситуациях, требующих общения и социального взаимодействия. Уметь общаться и выстраивать отношения, проявить свои возможности и одновременно работать в команде — это то, без чего трудно личностно реализоваться и быть профессионально успешным. У каждого из нас присутствуют те или иные страхи.
Бояться — это нормально. Но когда страх начинает управлять нами настолько, что парализует жизнь, лишает нас развития и радости, можно говорить о формировании фобии.
Учащенное сердцебиение, боли в сердце, одышка, тошнота, ощущение жара или холода, повышенная возбудимость или скованность — так на телесном уровне может проявляться страх неудачи — атихифобия. Эта фобия стала одной из самых распространенных и относится к так называемому социальному классу страхов. Тех, что возникают, развиваются и трансформируются под воздействием других людей, общества. В основе атихифобии лежит страх совершить ошибку, а далее, как видится человеку, разочаровать, не соответствовать ожиданиям, выглядеть глупо, стать нелюбимым и отвергнутым.
Почему же так видится? Откуда это? Все мы родом из детства. Когда малыш появляется на свет, он ничего о себе не знает. Его представления о себе формируются из тех слов и реакций, которые он получает от других людей. Дом, детская площадка, садик, школа, кружки и секции. Слова и взгляды, реплики и окрики, похвала и критика.
И собственная реакция на них. Так постепенно складывается картина своего «я», в соответствии с которой человек будет в дальнейшей жизни ориентироваться в принятии решений, в социальном поведении. Чаще всего боязнь ошибки формируется на основе негативного опыта. Ребенку очень важно быть «хорошим», важно, чтобы его любили, поэтому потребность в положительной реакции окружающих во многом определяет его поведение.
Вы пишете, что появление проблемы ваша дочь связывает с тем временем, когда она была школьницей. Действительно, очень часто страх совершить ошибку формируется и закрепляется в детском и подростковом коллективе. Там, где не признается право на ошибку и жестко высмеивается любой промах, где унижением загоняют в определенные рамки. Немалую роль в формировании этого вида страха может сыграть пережитое однажды публичное фиаско или другой травмирующий опыт из категории тех, когда «ты всех подвел» или «был хуже всех». Иногда это абсолютно сознательно делается детьми в условиях конкурентной борьбы.
Если ребенок часто получал негативную реакцию сверстников или был особенно чувствителен и восприимчив к внешним оценкам, то в будущем главным мотивом его поведения станет стремление во что бы то ни стало избегать возможных неудач. Став взрослым, такой человек, не будучи уверен в том, что выполнит какое-то задание безупречно, может не сделать его вовсе: виной тому будет парализующий его страх.
А сейчас, Татьяна, я хочу обратиться к вашей дочери. Вы выросли, но ваш «внутренний ребенок» до сих пор зависим от оценок других людей, очень ждет их одобрения и очень боится совершить ошибку и оказаться «плохим». Но взрослый отличается от ребенка тем, что может отвечать за свое эмоциональное состояние и способен научиться справляться со своими детскими страхами и комплексами.
У вас есть все, что надо для полноценной счастливой жизни. Просто вы об этом пока не знаете, потому что не знаете себя. Займитесь самопознанием — поверьте, это очень увлекательное занятие! Обратитесь к себе самой с вопросами: «Какая я? Что присуще только мне, а что объединяет меня с моими близкими, друзьями, с другими людьми? Что мне нравится, а что не нравится? Чего я хочу на самом деле?» Это должно стать ежедневной практикой. Начать можно с самых простых вещей. Например, почему я сейчас обедаю? Пришло время? Меня пригласили, позвали? Или я действительно хочу есть? Общаясь с людьми, отслеживайте свое состояние, задавайте себе вопросы о том, что значат для вас слова собеседника, какой отклик они вызывают в душе.
Начните переходить от внешней оценки своих поступков к самооценке: «Что я сейчас переживаю, что чувствую?», «Я довольна тем, как у меня получилось?», «Как мне самой от этого?», «Что надо сделать сейчас, чтобы в следующий раз получилось?», «Ты молодец, ты справилась».
Можно вести дневник, описывать свои мысли, чувства, переживания, анализировать свои поступки и реакции, прорабатывать негативные эмоции. В общем, делать то, что позволит повысить осознанность, шаг за шагом узнать себя, познакомиться со своими потребностями и ценностями и перестать наконец зависеть от чужих оценок.
Вы отлично учились, а значит, у вас есть опыт успешной защиты проектов. Методичный и тщательный подход, проработка идеи и ее аргументированное доказательство дают уверенность в правоте своей позиции. Используя этот подход, можно не только выполнять работу, но и строить разговор.
Когда какой-то проект пугает вас своим масштабом, используйте принцип «по одному кирпичу», тот самый, который описывает американский актер Уилл Смит и который помог ему стать успешным человеком: «Когда вы приступаете к строительству стены, вы не думаете: «Сейчас я создам самую высокую, грандиозную и величайшую стену на свете». Вы просто начинаете укладывать кирпичи.
Каждый из них вы кладете настолько хорошо, насколько можете это сделать. За ним — следующий, и еще, и еще… И так изо дня в день. В конце концов оказывается, что ваша стена готова!» Намеренно совершите ошибку и убедитесь, что это не повлечет за собой никаких катастрофических последствий. Более того, вы поймете, что, неправильно выполнив работу, имеете возможность переделать ее, исправить ошибки и получить при этом новые знания и новый полезный опыт.
Есть любопытная книга Джона Кэссида о том, как научиться жонглировать. Ее большая часть посвящена не тому, как подбрасывать и ловить шары, а тому, как отработать навык их ронять. Потому что шары будут падать.
И если это понять, принять и привыкнуть, то мозг перестает воспринимать падение шара как ошибку или неудачу. И психика, и тело привыкают к тому, что падение шара — это нормально. Уходят тревога и напряжение, появляются нужное расслабление, легкость и мастерство жонглера.
Вы понимаете, почему я рассказываю вам об этом? Верно. Для того, чтобы вы поняли и признали: допускать ошибки для человека — это не драма. Это нормально. И неизбежно.
СПРАВКА
Лариса Пыжьянова — кандидат психологических наук, практический психолог, специалист в области экстремальной психологии. Более 10 лет работала в Центре экстренной психологической помощи МЧС России. В 2007 году стала начальником отделения «Горячая линия», в 2014-м — замдиректора центра. Занималась организацией автоматизированной информационной системы «Психолог», объединившей психологов МЧС по всей стране. Как психолог участвовала в ликвидации более 45 чрезвычайных ситуаций. Автор 20 научных и научно-популярных статей и публикаций.