Главное
Истории
Кто был прототипом Аннушки из Мастера и Маргариты?

Кто был прототипом Аннушки из Мастера и Маргариты?

Синемания. Фильм «Тени Москвы»

Синемания. Фильм «Тени Москвы»

Полицейский с Петровки. В каких случаях подростка могут поставить на учет в отдел ПДН?

Полицейский с Петровки. В каких случаях подростка могут поставить на учет в отдел ПДН?

Мода на седину

Мода на седину

Cинемания. Жизнь и творчество пианиста Юрия Розума

Cинемания. Жизнь и творчество пианиста Юрия Розума

Полицейский с Петровки. Что такое необходимая самооборона?

Полицейский с Петровки. Что такое необходимая самооборона?

Российские первооткрыватели

Российские первооткрыватели

Депрессия из-за соцсетей

Депрессия из-за соцсетей

Трек Хумай набирает популярность в мире

Трек Хумай набирает популярность в мире

Что символизировала черная икра?

Что символизировала черная икра?

Что важно для писателя

Общество
Сегодня определится список номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а в конце мая состоится церемония избрания и награждения. Мы узнаем имена лауреатов этого сезона. Что обязательно должно быть свойственно автору, чтобы он мог войти в список номинантов и претендовать на звание лауреата?

Во-первых, в его произведениях должны быть на высоте и этическая, и художественная составляющая. Под этической понимается следование христианским нравственным ценностям. Это не означает, что человек должен писать, например, о жизни прихода или только верующих людей. Это означает, что в жизни и творчестве писателя ориентир — подлинная христианская нравственность, евангельские ценности.

Во-вторых, автор должен быть достаточно зрелым — премия вручается за совокупный вклад в культуру, а не за одну книгу. Писателем должно быть создано несколько достойных произведений, чтобы можно было говорить о его вкладе в русскую художественную словесность.

Мы подводим своеобразный промежуточный итог созданного писателем. Промежуточный, потому что наши лауреаты продолжают создавать новые произведения — на радость и на пользу читателям.

Но возникает нередко вопрос: а какие черты должны быть у этих произведений? У лауреата Патриаршей премии Светланы Кековой есть такие строки:

Стихи стояли, как стволы деревьев,

тянули к небу мысли и слова…

Удивительно емкие, образные, содержательные слова. Да, литература должна направлять мысль к святому, вечному, раскрывать смысл жизни человека.

Деревья растут, укоренившись в земле, получая необходимые вещества из почвы. Так и подлинная литература растет, развивается на «почве» родной истории, культуры, Православия. Гениально написанное произведение вырастает на лучших традициях родной словесности. Оно не является повторением, оно оригинально и самобытно, но при этом оно укоренено в лучших традициях родной культуры. Дерево ведь тоже растет на подходящей ему почве, и именно на ней становится крупным, сильным, красивым. Почва нашей, русской культуры — вечные евангельские истины.

Мысли, слова должны тянуться вверх — к небу. Без этого настоящей литературы нет. Автор должен звать читателя вверх, помогать ему расти, становиться лучше, ставить перед собой высокую планку. Если же писатель зовет читателя к чему-то низменному, греховному, то текст, содержащий такие идеи, призывы, не может называться подлинной литературой, даже если с художественной точки зрения он может представлять интерес.

В одном стихотворении Светланы Кековой есть такие слова: «И прорастало бытие сквозь быт».

В настоящей литературе бытие прорастает сквозь быт. Вернее сказать – прорастает через что угодно, но показывает путь к вечности. Оно проявляется, даже если кажется, что произведение о чем-то небольшом, частном. Ярчайший пример — рассказы лауреата Патриаршей литературной премии Бориса Екимова, например, «Пара осенней обуви». Детали хуторской жизни, хозяйственные заботы, поездка, покупки – в тексте много того, что можно назвать бытом, повседневными заботами. Но сквозь это и, в том числе и через это, вырастает перед читателем бытие, а не просто быт. Это рассказ о людях, о жизни, о важном и неважном, о том, что не сразу рассмотришь важное и неважное, но необходимо это рассмотреть. Вспомните также, сколько бытовых деталей в рассказе Бориса Екимова «Продажа» — и как важно то, частью чего они в итоге становятся.

Настоящая литература отражает и историю, и современность, она живая, отнюдь не надуманная, а по-настоящему жизненная. Поэтому читатель верит автору, в какой-то мере становится его собеседником, ведет с ним или с его героями долгие мысленные беседы. Но и сама литература влияет на жизнь, воспитывает, формирует человека, что-то ему подсказывает.

Например, разве герои произведений Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова воспринимаются как те, кто «живет» только на страницах? Нет, они и сейчас, спустя долгие годы, в значительной мере живут по-настоящему, где-то близко от нас, проявляют себя в судьбах читателей, в их размышлениях, решениях.

Настоящая литература способна взращивать в человеке что-то необыденное, менять людей и их жизнь. Почему? Потому что литература — это творчество слова, а слово от Бога.

Сам человек не может создать шедевр. Шедевр получается, когда Господь дарует свою помощь. Господь доверяет именно этому человеку воплотить замечательный замысел, Его помощь ощутима, и именно в это время бывают у писателя периоды, когда сильные, верные слова текут, как будто сами собой, очень естественно, как вода в реке.

Есть еще важный момент, которого не могу не коснуться: напомню, что писатель должен стараться не только пером соответствовать высоким нравственным нормам, но и своей жизнью. Стараться не причинять зла другим и забывать зло, причиненное кем-то, не концентрироваться на обидах, действительно нанесенных или мнимых, а иметь сердце милующее и прощающее — это важные черты человека и писателя.

Господь дает человеку таланты, как сказано в притче Христа, но от человека зависит, будет ли он их преумножать или будет жить так, будто их и нет. Это важно, и все зависит от человека.

Еще важно для писателя, чувствовать мир вокруг себя, темы, которые он подымает на страницах своих произведений, должны способствовать культурному и духовному развитию человека, раскрывать смыслы жизни. Писатель без этого дара, возможно, не заметит, что читателю надо, он будет как врач, не знающий болезни, пичкать пациента лекарством. Его произведения не принесут пользу читателю.

Когда писателю, или другим людям, занимающимся творческой деятельностью, что-то действительно хорошо удается создать, нужно не забывать, что это не он сам создал, а Бог помог. И тогда у него в сердце будет благодарность Творцу за данный ему талант. У лауреата Патриаршей литературной премии Николая Зиновьева есть стихотворение «Светлый миг»:

Сегодня нет меня счастливей!

Пусть дни по-прежнему спешат,

Но поутру апрельский ливень

Я смог собрать в один ушат.

Я ухитрился в восемь строчек

Вместить и сад, что весь промок,

И терпкий запах клейких почек,

И ставший скользким вмиг мосточек…

Не сам, конечно. Бог помог.

Давайте научимся за все благодарить Бога.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.