Гамарджоба, инженер Данелия
Николай Данелия прошел путь от бригадира до главного инженера. Под его руководством строились обе станции «Павелецкая» (кольцевая и радиальная), «Киевская»-кольцевая» и «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Во время войны Николай Дмитриевич остался в Москве — строил подземные КП для верховного командования. Возвращаясь летом 1943 года из эвакуации, Гия (так ласково звали Георгия) с мамой ждали, что глава семьи встретит их на перроне с орденами на гимнастерке. А он появился небритый, в пижаме — сбежал из больницы. От перегрузок у него обострился туберкулез.
— В больницу отец не вернулся, — вспоминает Георгий Николаевич. — Работал по шестнадцать часов под землей, курил по две пачки в день, и ко Дню Победы туберкулез прошел сам.
В январе 1954 года Данелии пришлось уйти из Мосметростроя. Во время проходки под фабрикой «Красная Роза» рабочие наткнулись на карст — хрупкую породу с пустотами. Корпуса могли уйти под землю. Николай Дмитриевич руководил спасательными мерами. На место происшествия прибыл председатель Совета министров Алексей Косыгин и тоже стал отдавать команды.
Данелия наорал на него.
— Начальство отцу это запомнило, — рассказывает Георгий Николаевич. — И при первом удобном случае его обвинили в том, что в его ведомстве плохо налажена техника безопасности, и отправили на пенсию.
На похвалу Данелия-старший был скуп: если фильм нравился, ограничивался отзывом «Так себе». Так он отозвался в 1960 году о картине сына «Сережа», в 1962 году — о «Пути к причалу».
— А про «Я шагаю по Москве» отец сказал: «Ничего», и мама объяснила: «Очень понравился», — рассказывает Георгий Данелия. — Кроме всего прочего, наверное, отцу было приятно, что Колька, как и он, метростроевец.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!