Не только «Петр I»: жизнь и творчество Зураба Церетели
На 92-м году жизни не стало скульптора Зураба Церетели. О смерти деятеля искусства сообщил его помощник Сергей Шагулашвили. Церетели умер в своей квартире в окружении близких и родственников. По их словам, у него не было каких-либо тяжелых заболеваний. Как жил и творил Церетели — в материале «Вечерней Москвы».
Начало творческого пути
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье инженера-строителя и представительницы знатного грузинского княжеского рода, которая занималась домашним хозяйством. В юные годы Церетели часто бывал в гостях у своего дяди, художника Георгия Нижерадзе, где общался с другими деятелями искусства Грузии. В 1941 году будущий скульптор поступил в художественную школу, а еще через 11 лет — на живописный факультет Тбилисской академии художеств. В 1958 году (некоторые источники утверждают, что это произошло в 1959 году) Церетели окончил академию. При этом его первую дипломную работу не допустили до защиты из-за «элементов условности», поэтому вместо нее студент за несколько дней написал портрет одного из своих друзей. Это произведение комиссия допустила до аттестации.

После окончания академии художеств Церетели начал работать в качестве художника в Институте истории и этнографии Академии наук Грузии. Он участвовал в археологических и этнографических экспедициях, фиксировал собранные материалы и подготавливал иллюстративную часть научных исследований. Одновременно с этим Церетели принимал активное участие в разнообразных выставках. Одним из важнейших для его карьеры моментов стало обучение во Франции, где скульптор общался со знаменитыми художниками — Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Тогда Церетели понял, что художнику подвластно все — скульптура, мозаика, витраж, фарфор.
С середины 1960-х годов Церетели начал активно работать в области монументального искусства. Так, в 1965–1967 годах он был главным художником-оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Кроме того, Церетели начал массовое производство смальты для мозаичных работ, которые вскоре широко распространились по всему СССР. С 1970 по 1980 год он был главным художником МИД СССР, также работал художником-оформителем Тбилисского автовокзала и местного парка Победы.
Признание во всем мире
Скульптуры, витражи и композиции Церетели покорили не только просторы СССР, но и другие страны мира. Например, в 1976 году он создал витраж «Знамена» в посольстве СССР в Токио. В 1979 году памятник «Наука, образование — миру» и монументальная композиция «Счастье детям всего мира» были установлены в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк. Кроме того, работы Церетели были установлены в Великобритании, во Франции, в Испании, Пуэрто-Рико, Литве, Белоруссии, Бразилии.

Талант Церетели получил признание в виде 14 орденов и медалей иностранных государств, в их числе награды Казахстана, Чили, Азербайджана, Грузии, Франции, Испании, США, Болгарии. Кроме того, у деятеля искусств 19 почетных званий и 20 государственных наград СССР и Российской Федерации.
В начале 1990-х годов Церетели вместе с семьей переехал в Москву. В российской столице он реализовал большое количество своих проектов: общее художественно-дизайнерское решение музея Великой Отечественной войны, художественное убранство храма Георгия Победоносца, монумент Победы в виде памятника Георгию Победоносцу и стелы высотой 142 метра, кресты и врата для восстанавливаемого храма Христа Спасителя, его внутреннее убранство, скульптурные портреты 30 известных деятелей культуры России, выполненные в технике рельефа, и многие другие.
Одним из спорных произведений Церетели стал памятник «300 лет Российского флота», или «Петр Первый». Высота сооружения составила 96 метров. Памятник пришелся по вкусу не всем: некоторые утверждали, что он диссонирует с окружающими строениями и не вписывается в общую архитектуру района. Тем не менее эту скульптуру до сих пор могут увидеть жители и гости столицы.
В 1997 году Церетели был избран президентом Российской академии художеств. Через два года он основал Московский музей современного искусства и стал его директором. А с середины 2000-х годов Церетели был профессором кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств.
Жизнь вне творчества
Церетели занимался благотворительностью. Часть его работ была создана безвозмездно и передана в дар тому или иному городу, учреждению, фонду. Он также активно участвовал в благотворительных выставках и аукционах. Вырученные на них средства он направлял на борьбу с детскими заболеваниями.
Свою будущую супругу Церетели встретил еще в молодости, когда учился в Тбилисской академии художеств. Его избранницей стала уроженка княжеского рода Инесса Андроникашвили. В браке супруги прожили более 45 лет. Когда Андроникашвили не стало в 1998 году, Церетели провел в Москве персональную выставку, названную в ее честь.
Самые известные работы Церетели
Церетели стал автором более пяти тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства (фрески, мозаики, панно) и других. Как художник-монументалист он оформил ряд крупных учреждений. Одни из самых известных его работ:
- курортный комплекс в Пицунде;
- Ленинский мемориал в Ульяновске;
- станции Московского метрополитена «Трубная» и «Парк Победы»;
- скульптурная композиция «Разбейте стену недоверия» в Лондоне;
- монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке;
- памятник Петру I в Москве;
- скульптурное оформление мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве;
- памятник Владимиру Жириновскому в Москве и другие.
Официальный представитель МИД Мария Захарова выразила свои соболезнования в связи со смертью Церетели. По ее словам, скульптор «не знал ни границ, ни преград в деле укрепления мира и поддержки творчества».