Пасха Христова: от смерти к жизни
О чем говорит эта древняя апостольская весть (см. Деян. 17:18), и к чему она призывает современного человека?
Сын Божий воплотился, прошел весь земной путь как человек, страдал, принял Крестную смерть и воскрес из мертвых, поправ Своей смертью человеческую смерть от коренного греха — отступления от любви к Богу в область себялюбия. Победой над этой первопричиной смерти всех потомков Адама воскресение Христово гарантирует всеобщее нетление в вечности. Но чем будет наполнена эта вечность, зависит от самого человека. Ибо «смерть вторая» (Откр. 20:14) преодолевается в личном подвиге борьбы с греховными стремлениями при содействии Божией благодати. Эта победа обнаружится при кончине мира и будет объявлена Христом «на престоле славы Своей» (Мф. 25:31).
Ложное представление о смерти возводит в эталон земной жизни причину ее появления — самоугодие, отчуждающее от Творца и Его любви. Считая, что смерть равнозначна небытию, античный мыслитель Эпикур писал одному из своих учеников: «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Восстановленное в эпоху Просвещения эпикурейство низводит предназначение человека, созданного для вечного счастья в единстве со своим Творцом, до иллюзорного удовольствия наслаждаться самим собой. Обесценивание смерти, как перехода в вечность, где каждому суждено встретиться с воскресшим Спасителем, лишает многих современных людей стремления к воссоединению с Богом во Христе, к обретению в Нем вечного блаженства. Христианский же Символ веры, напротив, завершается обращением к жизни будущего века, посвящением ей земного бытия.
В ответ на Христову жертву, благодаря которой все людям открыт доступ к вечности, христиане призваны отказаться от угождения своему эго. Средством для этого служит самоотверженное исполнение всех евангельских заповедей. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает, что «недостаточен один пост, недостаточна одна молитва, недостаточна одна милостыня, недостаточно одно целомудрие! Всеоружие Божие — все евангельские заповеди». Необходимо стараться исполнять все евангельское учение, потому что на его весах будут взвешиваться наши поступки, мысли, желания, чувства перед судом вечности (см. Ин. 12:48).
Пребывая в ожидании воскресения мертвых, тщетно надеяться «на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). Воскресением Сына Божия человек избавлен от ложных надежд в стремлении обрести счастье вечной жизни, особенно — от самонадеянности. Без укрепления свыше все благие планы человека на спасение терпят крах и приводят его в ужас осознания своего предательства Христа, как Петра, отчаянно повторявшего во дворе архиереовом: «Не знаю Человека Сего!» (Мк. 14:71). Самонадеянная решимость апостола, сказавшего: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк. 14:31), — осталась без божественной помощи невыполнимым намерением. Так же бессилен любой человек, самонадеянно пытающийся обрести Царство Божие вне Церкви Христовой. Она, по образному сравнению святителя Феофана Затворника, подобно оголенному электропроводу, к которому где ни прикоснись, получишь разряд, проводит благодать Божию к каждому, кто поддерживает с ней связь — молясь за богослужением, принимая таинства, внимая евангельскому чтению и пастырскому слову.
Желаю всем читателям и сотрудникам газеты «Вечерняя Москва» воскреснуть с Христом не только телом, но и душой, а для этого потрудиться стать «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе» (Рим. 6:11). Если поразмыслить, то всегда есть повод отказаться от самоугодия и эгоизма, служа Богу и окружающим людям, нуждающимся в помощи и утешении. Подвиг жизни по евангельским заповедям — единственный достойный ответ человека на пасхальную весть, убедительно свидетельствующий миру:
Христос воистину воскрес!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции