Новый товарный знак: может ли IKEA вернуться в Россию
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРоспатент зарегистрировал новый товарный знак нидерландской компании IKEA, которая подала заявку еще в июле 2023 года. Права на него истекут 28 июля 2033 года. Может ли IKEA вернуться на российский рынок и на каких условиях, выясняла «Вечерняя Москва».
Как IKEA уходила с российского рынка
О том, что IKEA приостанавливает свою деятельность в России и Белоруссии, стало известно 3 марта 2022 года. В пресс-релизе компании утверждалось, что IKEA только «временно прекратит производство на территории РФ». В этот же день группа компаний Ingka Group, владеющая IKEA, заявила о приостановке продаж в России в онлайн- и офлайн-формате с 4 марта того же года. В последний день работы во многих магазинах сети наблюдался ажиотаж.
Спустя три месяца компания приняла решение уменьшить штат сотрудников на собственных производствах и продать все принадлежащие ей российские фабрики в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях. Это обосновали ухудшением цепочек поставок по всему миру. В июле компания начала продажу товаров со складов, которая завершилась спустя месяц. После этого IKEA начала ликвидацию своей российской дочерней компании — ООО «Икеа Дом».
К марту 2023 года IKEA продала последнюю принадлежащую ей фабрику в РФ. В конце июля того же года компания Ingka Centres, которой принадлежит IKEA, продала офисный комплекс «Химки Бизнес Парк». В нем располагалась штаб-квартира Ingka. В декабре 2024 года маркетплейс «Мегамаркет» переоборудовал все склады IKEA в торговых центрах «Мега» под экспресс-доставку.
Несмотря на избавление от активов в России, в июле 2023 года IKEA подала четыре заявки в Роспатент на регистрацию товарных знаков IKEA и ИКЕА, включая два варианта изображения. По одной из заявок было принято положительное решение, и в феврале 2024 года IKEA продлила регистрацию товарного знака в ведомстве до августа 2033 года. По второй заявке было принято решение о регистрации только в апреле 2025 года, а еще две находятся на рассмотрении.
Российские производители мебели к концу лета 2023 года смогли полностью заместить долю IKEA на отечественном рынке, показал анализ Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли (АМДПР). Существенную часть продукции начали выпускать экс-подрядчики шведской компании под собственными брендами. В АМДПР отметили, что в результате этого ассортимент и ценовой диапазон мебели в России почти не изменились, а потребители по-прежнему имеют широкий выбор товаров аналогичного качества.
В конце марта 2025 года АМДПР обратилась в Минпромторг с предложением ввести заградительные пошлины на импортную мебель из недружественных стран. В ассоциации считают, что без них рост спроса на мебель из Германии и Италии может привести к снижению объемов российского производства. Однако такая продукция представлена преимущественно в премиальном сегменте, пишет «Коммерсантъ».
Вернется ли IKEA в Россию
Экономист Николай Кульбака объяснил: регистрация нового товарного знака не означает, что IKEA в ближайшее время планирует возвращение на российский рынок.
— То, что мы с вами видим, — это, скорее, борьба с использованием бренда другими лицами в России. Затраты на возвращение IKEA будут огромными, — считает эксперт.
Если и рассматривать возможность возвращения шведской компании на российский рынок, то для этого одним из главных условий должен быть хороший бизнес-климат, отметил экономист.
— Сейчас в стране он стал намного хуже того, что был в 2022 году, когда компании начали массово уходить из РФ. Пока ситуация не изменится, едва ли кто-то из серьезных игроков, тем более с большими активами, будет возвращаться на российский рынок. Плохой бизнес-климат, включая большой передел собственности и санкции, приводит к тому, что риски входа в Россию стали так высоки, что смысла делать это для большинства серьезных компаний нет, — разъяснил собеседник «ВМ».
Даже если рассматривать вопрос возвращения IKEA и других компаний на российский рынок с теоретической точки зрения, нужно понимать, что все они входили в Россию на протяжении долгих лет. В следующий раз, если это произойдет, процесс будет таким же долгим, уверен эксперт.
— К тому же компании будут делать это вдвойне осторожно, потому что российский рынок потерял привлекательность — и это надолго, — заключил Кульбака.
Однако аналитики платформы для развития бизнеса Kokoc Group полагают, что в 2025 году в Россию могут вернуться до 350 зарубежных компаний. Они отметили, что у крупных брендов остается возможность восстановления своих позиций без необходимости начинать маркетинговую кампанию с нуля. Действительно ли крупные игроки могут вернуться в Россию — в материале «ВМ».