Не спешите ругать за ошибки: что такое речевое нарушение и как оно влияет на грамотность детей
Сюжет:
Эксклюзивы ВМНе ругайте ребенка, если на уроках русского языка и литературы он допускает странные орфографические ошибки — возможно, у него речевое нарушение и нужна помощь специалиста. Учитель-логопед реабилитационной школы-интерната № 32 Ольга Фиалковская рассказала в беседе с «Вечерней Москвой», почему ребенок неправильно слышит, пишет, говорит и как это исправить.
Что такое речевое нарушение и как оно влияет на грамотность
Бывает, что правила русского языка школьник знает наизусть, но все равно допускает орфографические ошибки: неправильно переносит слова, не различает глухие и звонкие согласные, неверно выделяет ударение и не может подобрать проверочное слово.
— Скорее всего, у ребенка речевое нарушение. Он знает правила, но не может их применить. Он не понимает, что мы от него хотим: для него что «дуб», что «дуп», что «туп» — одинаково звучащие слова. Это дизорфографическая ошибка — он действительно так слышит, — рассказала логопед.
Она объяснила, что орфографические ошибки делают все дети, потому что это связано с недостаточным усвоением правил русского языка или неумением применять их на практике:
— Дизорфографические ошибки ребенок делает, потому что он не способен услышать ударный слог, глухой или звонкий звук, определить часть речи и задать к ней нужный вопрос, не выделяет предлоги. Поэтому школьник с речевым нарушением не может применить правила русского языка на письме, даже если четко их выучил.
Почему нарушается речь ребенка
Обычно в дошкольном возрасте ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы родного языка. Благодаря коммуникации он учится узнавать и различать звуки речи.
— Как правило, такому ребенку не нужны никакие логопеды. Он без специального обучения может на личном опыте усвоить то, как мы говорим. А в школе он уже будет оттачивать правила орфографии, — пояснила Фиалковская.
Если ребенок по тем или иным причинам лишен возможности много говорить, в будущем у него могут возникнуть трудности с речью: не только устной, но и письменной. Поэтому такому ребенку нужен специалист, чтобы корректировать специфические речевые нарушения.
Еще одной причиной трудностей может стать чрезмерное использование гаджетов в повседневной жизни и отсутствие живого общения. Логопед рекомендует родителям внимательнее следить за тем, как их ребенок проводит свой досуг. Важно социализироваться и обучаться не только с помощью новых технологий, но и в традиционных форматах детских игр, в живом и активном общении со сверстниками и взрослыми.
Как логопед корректирует речевое нарушение
Когда стало понятно, что у ребенка речевое нарушение, за дело берется специалист: на занятиях они играют в различные игры, которые формируют умение слышать и верно произносить звуки. Помимо игры как базового обучающего метода, существуют специальные более серьезные подходы.
— Мы используем все анализаторы для коррекции речевого нарушения. Например, кладем ручку на горлышко и учимся анализировать, как звучат и ощущаются звонкие и глухие звуки — формируем фонетический слух, устраняем нарушение звукопроизношения, увеличиваем объем словарного запаса, — отметила специалист.
Логопеды вместе с ребенком возвращаются на этап его активного усвоения звуков и проходят его в ускоренном темпе. Выполняют со школьниками специальные задания, учат их правильно ставить язык, открывать рот и дышать, произносить звуки. Так у детей формируется фонематический слух, который, в свою очередь, отражается на грамотном письме и устной речи.
— Не спешите делать выводы о качестве образования и способностях ребенка, если ему «не даются» правила русского языка или он не может понять самых простых законов орфографии. Обращайтесь к логопеду, — добавила Фиалковская.
В системе социальной защиты Москвы работают восемь реабилитационно-образовательных и десять реабилитационных центров, в которых дети и взрослые москвичи с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на странице центров Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Систематически занимающихся травлей школьников могут перевести в спецучреждения или на домашнюю форму обучения. Такая возможность обсуждается в Госдуме в ходе работы над законопроектом о профилактике травли среди детей. Школьники часто не только становятся объектом издевательств, но и сами являются теми, кто травит сверстников. Почему так происходит, «Вечерней Москве» рассказала детский и семейный психолог Наталья Наумова.