Оптимистическая трагедия: на сцене Нового театра состоялась премьера спектакля «Хорошие фото»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ этот вечер в старинном здании на Мясницкой, где располагается театр под управлением Эдуарда Боякова, «прописался» госпиталь. Главный герой Николай (в исполнении Павла Устинова) проходит здесь реабилитацию после тяжелого ранения, полученного в зоне боевых действий. Он пережил ампутацию ноги и страдает от нестерпимых фантомных болей, ожидая установку протеза.
Триггером важных событий для него становится весть о гибели друга. Получив ее, герой, до армии работавший в сфере ритуальных услуг, вступает в финальную схватку. На этот раз его противники — бездушные чиновники, равнодушные к судьбам тех, кто сражается на передовой. За короткий срок он организует достойные похороны для своего друга, сталкиваясь с множеством препятствий. В этом ему помогают боевые товарищи Дима и Сергей (яркие образы, созданные Егором Пискуновым и Михаилом Сивориным), а также вдова погибшего Настя (Анастасия Алехина).
Уже печально, но создатели проекта — режиссеры Эдуард Бояков, Валентин Клементьев и Сергей Глазков — вовсе не стремятся вызвать у зрителя жалость или выдать излишний пафос. Их цель — показать правдиво новых «героев нашего времени»: сильных, справедливых, жизнерадостных, несмотря на пережитые ужасы. Эти скромные парни — истинные патриоты, готовые защищать свою страну, не жалея собственной жизни. Эта непростая военная тема, которой практически не видно на московских подмостках, решена в Новом театре лаконично, если не сказать аскетично: минимум мебели на сцене, концентрированный свет, пронзительные музыкальные номера. Все внимание устремлено на диалоги героев, которые прописаны ярко, сочно и узнаваемо.
Напомним, что автор пьесы Ольга Погодина-Кузмина стала в этом году лауреатом Международного драматургического конкурса «Действующие лица». А материал она собрала по крупицам во время проекта «Таврида.АРТ» в ходе лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции» Академии творческих индустрий «Меганом». Так реализуется сегодня в стране специальная программа «СВОи. Непридуманные истории».
Редкий случай в драматургии — автор оставила персонажу-солдату имя и фамилию реального прототипа — Николая Чернобровкина, увидев в нем современного Василия Теркина. И в этот вечер Николай сидел на премьере в двух лицах — как герой на сцене и как зритель в зале.
— Признаюсь, когда смотрел первый раз, плакал, — говорит Николай Чернобровкин. — Спасибо огромное ребятам-актерам. Играют очень хорошо. Действительно, почти так же все и происходило. Был в госпитале. Ампутировали ногу. И она болела ужасно. Ни уколы, ничто не помогало. Пытался читать книги, отвлечься, смотреть кино на телефоне, еще что-то. Просто боли адские. И тут позвонила жена друга и говорит: так и так, погиб Егор. Я решил организовать прощание. Два дня на телефоне занимался этим дистанционно. Друзья помогали. Мы решили, что нужно сделать кремацию, чтобы разделить прах, как завещал Егор. Он сам из Иркутска. Просил одну урну захоронить, а другую развеять на реке Ангара. И мы все так и сделали. Ребята помогли. Спасибо театру за то, что говорите правду.
— Сюжет пьесы взят из жизни, его герои — участники боевых действий, которые воевали в разных подразделениях, в том числе в ЧВК «Вагнер», — говорит Ольга Погодина-Кузмина. — Я сохранила даже реальные имена персонажей. А Коля Чернобровкин — прототип главного героя — сегодня продолжает помощь фронту, возит гуманитарную помощь. История о том, как он лежал в госпитале с фантомными болями, — это его реальная история. Мне бы хотелось, чтобы в спектакле было больше юмора и абсурда, потому что наша жизнь сегодня полна самых странных и дурацких поворотов. А юмор спасает душу от уныния — самого скучного из всех грехов!
Этим проектом Новый театр одним из первых в столице пытается осмыслить сегодняшние исторические события в художественной форме. В этом видит важнейшую задачу современного театра худрук Нового театра Эдуард Бояков, который признается, что подобную пьесу он искал три года:
— Мы переживаем сейчас невероятную историческую драму, которая способна развернуть мировое устройство, — говорит Бояков. — СВО — важнейшая часть этой драмы. А потому есть огромная ответственность за спектакль на эту тему. Мы не можем пока взглянуть на нее со стороны, спустя время сквозь призму истории. История творится сегодня. Пьеса о СВО должна быть не только искренней и профессионально написанной, она должна быть адекватна уровню нашей общей ответственности — автора, режиссера, артистов, театра.
Роль отчаянного, хоть и прикованного к инвалидной коляске Коли Чернобровкина, достоверно и сочно играет Павел Устинов. И этот выбор тоже неслучаен. Павел был призван во время частичной мобилизации и принимал непосредственное участие в СВО, был ранен. Его личный опыт во многом совпадает с опытом героев спектакля. Так совпали высокая степень документальности пьесы с правдивостью исполнения.
— Как только я впервые прочитал эту пьесу, я сразу понял, что она отражает нынешнюю реальность, — говорит Павел Устинов. — Душа и сердце отзывается, я невольно проронил слезу. Этот глубокий и тяжелый смысл сложно осознать людям, не прошедшим этот тернистый путь.
Артист признается, что ему было сложно репетировать и снова переживать потерю товарищей:
— Это надо осмыслить, но не забывать, — говорит Устинов. — Я считаю, что эта пьеса — одна из самых правдивых, честных, откровенных пьес нашего времени. Безусловно, хочется видеть больше подобных произведений, чтобы люди думали, говорили о СВО, чтобы все ребята понимали — они не забыты, о них каждый день думают миллионы наших граждан, о них помнят.
Актеру в работе помогал личный опыт нахождения на фронте:
— Мой личный опыт участия в СВО очень насыщенный, было много всего: и хорошего, и плохого, и трагичного, — говорит Устинов. — Во время участия в боевых действиях бывает такое, что у человека происходит эмоциональный торнадо, особенно в моменты крайней опасности для жизни, в такие моменты не знаешь, будешь ли ты жив через секунду или нет. Всего за одну секунду может не стать человеческой души. Если об этом задуматься достаточно глубоко и основательно, то можно потерять грань реальности.
Особую краску спектаклю придает образ военного хирурга Апполинарии, которую играет хрупкая Евдокия Германова. Скупо, лаконично, буквально штрихами рисует талантливая актриса свою героиню в белом халате, за которой видятся подобные «стальные» персонажи из другой эпохи, из времен Великой Отечественной. Собственно, напомнить об этой связи времен — еще одна глубокая сверхзадача спектакля, ставшего ярким событием на московских подмостках. Хорошо бы показать его и в регионах — как социальную антрепризу нового толка, нового времени, но об этом создатели только мечтают — для этого нужны меценаты-патриоты. Не только с тугим кошельком, но и с большой душой, сопричастные общей фантомной боли страны.