Особенно ему удавались медведи: интервью с актером Борисом Каморзиным
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Московском драматическом театре им. Ермоловой прошла закрытая премьера спектакля «#неРевизор». «Вечерняя Москва» побеседовала с исполнителем главной роли Борисом Каморзиным.
Постановка создана по мотивам пьесы Александра Хинштейна «Переназначение, или Академик собачьих наук» и в апреле будет представлена широкой публике. Борису Каморзину в спектакле досталась роль губернатора.
— Борис Борисович, вы в этой роли смотрелись очень органично.
— Изначально я должен был сыграть вице-губернатора, но потом продюсер мне сказал, что надо срочно осваивать новую роль. Я вжился быстро: в своей жизни сыграл много разных чиновников, мэров, губернаторов... А режиссеры приглашают на такие роли потому, что у меня лицо советского партийного работника. Такой стереотип, штамп.
— Спектакль «#неРевизор» поставлен в жанре политической сатиры. Как вам кажется, он сегодня актуален?
— Он будет актуален всегда. Вечная же история: борьба за власть, коррупция, один чиновник подсиживает другого... Спектакль, безусловно, выделяется среди других, но сам жанр даже не умирающий, а практически умерший.
— На премьере был аншлаг. Значит, зрителям такой жанр интересен.
— Пока приняли хорошо. Посмотрим, что будет с билетами дальше. Ведь начиная с 15 марта с их продажей могут возникнуть сложности. Теперь они станут именные, что наверняка сильно сократит приток зрителей. Я, конечно, отношусь к этому отрицательно. Мы часто дарим билеты друзьям и коллегам, а теперь нужно, чтобы человек сам их приобретал, показывая паспорт. Не знаю, зачем такое придумали. Чтобы лишний раз контролировать?.. Но это же театральная публика, а не футбольные фанаты.
— Тем более что театр сейчас на подъеме.
— Да. На коне. Билеты недешевые, но залы все равно полные, и много замечательных молодых актеров и режиссеров. Спектакли хорошие, интересные.
— А ведь часто можно услышать, что мастерства советских актеров достичь нереально...
— Это все диалектика. Конечно, тогда были великие актеры, но и сейчас есть достойные. Просто было другое время, кино, например, подругому снимали. Пройдут годы, может, и про наше поколение станут говорить, какими мы были превосходными. Все течет, все меняется.
— Как относитесь к разговорам о том, что пробиться без блата и связей в актерском мире крайне сложно?
— Мои родители были актерами, но они работали в Брянске, откуда я родом, и никак не могли мне помочь. Я уехал учиться в Москву в 14 лет и пробивался сам. Поначалу связи, конечно, могут играть какую-то роль, но если блатной актер абсолютно бездарен, это достаточно быстро вылезет, и он станет никому не нужен.
— Сейчас вы востребованы, но какое-то время достойных творческих предложений не было. С чем это было связано?
— Не знаю. Так, наверное, было написано на небесах. У каждого своя судьба. Кто-то сразу получает роль и становится знаменитым, а кто-то, как я, долго играет в сказках лягушек, медведей, котов и других животных. Я был молодым, только пришел в Московский театр юного зрителя, поэтому только такие роли мне и давали...
— Было среди них животное, роль которого вам удавалась лучше других?
— Все говорили, что я очень хорошо играл медведя. Помню, приходил в театр к девяти утра, надевал его шкуру и в таком одеянии отплясывал. Даже представить не могу, как бы я это делал сейчас, а по молодости было нормально. В общей сложности отработал в ТЮЗе шесть лет, с перерывом на год — уходил в Театр имени Вахтангова.
— А как артисту не сломаться и пережить время «застоя»?
— В тот сложный творческий период, о котором я говорил, в меня сильно верила и помогала мне жена Светлана. Просила, чтобы я не переживал, уверяла, что все будет хорошо, мы прорвемся. Слава богу, так и сложилось. Случается ведь, когда муж денег не зарабатывает, жена начинает вертеть хвостом и заикаться о разводе... А я же, между прочим, бываю порой человеком тяжелым. Случается, слово за слово зацепится, и я давай копаться в сказанном. Света говорит: «Отстань уже, что тебе надо? Я не знаю, почему так сказала!» А я продолжаю: «Нет, давай разберемся, почему ты такое произнесла, что имела в виду?» Могу и обидеться, молчать по несколько дней.
— Знаю, что ваша мама удивлялась тому, что вы много играете мерзавцев, тогда как в жизни человек положительный.
— Так складывалось. А сейчас в Театре Наций мне доверили роль отца Базарова в постановке « Отцы и дети», также репетирую в спектакле «Терраса» Вадима Дубровицкого. Премьера должна состояться в конце мая. А в кино недавно снялся в полном метре у Алексея Чадова в семейной комедии «Неискусственный интеллект» . Народу что нужно? Хлеба и зрелищ. Допустим, те же сказки интересно посмотреть и родителям, и детям. А вот к ремейкам я отношусь плохо. Они никогда не ставятся на уровне оригинала.
— В свое время вы окончили школу при Московской консерватории. Скажите, а как привить интерес к классике у молодежи?
— Делать это нужно с детства. Обожать классическую музыку могут те, кто занимается ею профессионально, как я в свое время. Человеку со стороны классика — темный лес, музыка скучная, никому не нужная, устаревшая. Для меня же она — первая любовь, но я слушаю также и рок, и эстраду. Только не сегодняшнюю. Советская была гораздо лучше, не говоря уже о зарубежной. Сейчас у нас все примитивно — и мелодии, и голоса неинтересные. А когда блогеры лезут петь, это вообще непонятно что. Они теперь везде. И в актрисы тоже метят. Смешно. Возьмем, к примеру, фамилии, которые на слуху, — Ивлеева, Бузова… Господи, ну зачем это все? Однако люди смотрят и слушают. И у них есть миллионы подписчиков. Значит, имеют право.
— Борис Борисович, что вы совершенно не приемлете в жизни?
— Я категорически против охоты на животных, когда их убивают ради забавы. Еще и выкладывают фото с добычей на страницах в соцсетях, мол, посмотрите на меня, какой я молодец! Это ужасно, кошмар! В целом жизнь многообразна, вокруг много любопытного и есть чем себя занять.
Например, в юности я не только был увлечен классической музыкой, еще и играл в футбол. Сегодня его смотрю, но, правда, гораздо меньше, чем раньше. Мы живем в такое время, когда уже не до футбола. Сейчас я хожу в бассейн, занимаюсь спортивной ходьбой.
— Вам не привыкать много ходить. Ведь когда вы только приехали в Москву, обошли все Садовое кольцо.
— Столицу я полюбил сразу и изучил ее досконально — все закоулки, переулки, меня интересовало, кто из знаменитых людей где жил. Особенно нравился центр — Арбат, Тверская, Большая Никитская, где находилась школа при консерватории. Сегодня Москва другая по сравнению с той, что была. Изменилась кардинально. Стала очень красивой, богатой, европейской, с прекрасными коммунальными службами, инфраструктурой, со многими возможностями. Кстати, в 80-е годы, когда я открывал Москву для себя, мне даже говорили, что я знаю ее лучше, чем любой москвич.
ДОСЬЕ
Борис Каморзин родился 10 ноября 1966 года в Брянске. Окончил в Москве Театральный институт имени Бориса Щукина. Работал в Театре имени Вахтангова, Московском ТЮЗе, театре «Содружество актеров Таганки» и других. Сегодня в фильмографии актера 195 фильмов, среди которых: «Ликвидация», «Приключения солдата Ивана Чонкина», «Угрюм-река», «Монах и бес» и др.