В Театре на Трубной прошла премьера спектакля Дмитрия Астрахана «Цилиндр»
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПремьера спектакля Дмитрия Астрахана «Цилиндр» прошла в Театре на Трубной. Подробнее о постановке — в материале «Вечерней Москвы».
Изящный зал «Эрмитаж» на этот раз благодаря художнику-постановщику Андрею Климову стал похож на бедный неаполитанский квартал. Здесь старинная мебель, стены с трещинами, огромная старая кровать под балдахином — все это говорит о том, что герои испытывают трудности с деньгами.
Две неаполитанские пары — Рита (Анастасия Акатова) и Родольфо (Родион Вьюшкин), а также Агостино (Вадим Колганов) и Беттина (Татьяна Циренина) — находятся на грани выселения из своих квартир из-за крупных долгов за жилье. Тем не менее их не покидают оптимизм и вера в лучшее, что подчеркивается музыкой спектакля — ярким вокалом артистов. Эта соседская публика заинтересованно следит с лестниц и балконов за развитием интриги. К слову, песни Сергея Долгушина на стихи Вадима Пугача исполняются на русском языке, но при этом над спектаклем по-прежнему витает атмосфера итальянского неореализма.
Андрей Климов делится своими мыслями:
— Первое, что я услышал от режиссера, было слово «неореализм». Итальянский неореализм, который многим кажется милым ретро, в действительности отражал страну, только-только оправившуюся после войны. Мы стараемся передать эту бедность с оттенком итальянского шарма. В этой нищете скрыты особая красота и человечность.
Основная прелесть спектакля заключается в его непредсказуемости. Он начинается как легкомысленная комедия, затем переходит в фарс и завершается абсурдной ситуацией. Из простого бытового анекдота о сексуальном мошенничестве вырастает проблема выбора, которая достигает просто библейских масштабов. Все это представлено в ярких традициях неаполитанской культуры, народной комедии, площадного театра импровизации и буффонады.
Рита и ее муж ведут опасную и увлекательную игру. Пока они выигрывали — желающих купить любовь в присутствии мужа-лжепокойника не находилось. Но когда появляется Мефистофель — импозантный Аттилио (яркий Александр Мохов), готовый заплатить огромную сумму за близость с Ритой, правила меняются. Рита должна сделать выбор: сохранить добродетель и репутацию верной жены или ринуться во все тяжкие ради приличного гонорара.
Дмитрий Астрахан говорит:
— Автор рассуждает о человеческих ценностях через болезненный выбор героя, готового «продать» собственную жену, но получающего взамен только потерю достоинства. Де Филиппо подводит к мысли, что человек сам определяет границы своих возможностей. Если ты оцениваешь себя дешево, то и жизненный потенциал будет ограничен этой оценкой. Ставя материальное благополучие выше моральных ценностей, герои обрекают себя на духовную нищету, которая страшнее материальной.
А цилиндр здесь тоже действующее лицо. Это не просто шляпа господ. Он символизирует высшую ступень социальной лестницы, недосягаемой для Риты и Родольфо, но уже взятой на прицел коварным Агостино. Вадим Колганов, играющий Агостино, энергично исполняет «гимн цилиндру»:
— Человек в цилиндре становится столпом общества. Цилиндр подразумевает, что под ним намного больше мозга, чем у простого смертного. Это общественный эквивалент короны.
Не так прост и Аттилио в исполнении Александра Мохова. Это не примитивный сладострастник — он не стеснен финансовыми и моральными рамками. Как Мефистофель, он экзаменует людей на свет и тьму. Но и вызывает некую симпатию, ведь он вдовец, тоскующий по женской ласке.

Анастасия Акатова, играющая Риту, отмечает, что ее персонаж — самый сложный в пьесе. Рита, с одной стороны, кокетка, с другой — верная жена.
— Ее участие в афере — вынужденный шаг, — говорит Акатова. — И в критический момент муж предает ее. К финалу она взрослеет и осознает, что произошло: ее уход — сознательный выбор изменить свою жизнь.
Так фривольный анекдот прошлого века оказывается поучительной историей для нынешнего времени. Хотя цилиндров уже не носят.
На днях в Московском Губернском театре тоже состоялась премьера: там впервые показали спектакль «Дама с собачкой» режиссера Аллы Решетниковой. Это уже третья постановка по Чехову в репертуаре театра и, возможно, самая оригинальная. Подробнее о премьере — в материале «ВМ».