Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

«Маяковский в «Вечерке»: как главная столичная газета встала на защиту ранимого поэта

Сюжеты: 

«Вечерке» — 100 лет Эксклюзивы ВМ
Общество
«Маяковский в «Вечерке»: как главная столичная газета встала на защиту ранимого поэта
Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы
«Вечерняя Москва» продолжает серию материалов, посвященных знаменитым авторам «Вечерки». В свое время на страницах главной московской газеты печатались знаменитые советские писатели и поэты, в том числе Булгаков, Маяковский, Гиляровский, Есенин, Паустовский и многие другие. Каждую неделю мы публикуем их произведения, когда-то вышедшие в газете, а в социальных сетях «ВМ» — видеопрогулку по знаковым для автора местам столицы.

Тринадцать произведений поэта Владимира Маяковского были впервые опубликованы на страницах газеты «Вечерняя Москва». После выхода его знаменитой сатирической пьесы «Баня» в 1930 году со стороны литературной братии на автора обрушилась небывалая критика, которая, как полагают исследователи, и стала одной из причин его депрессии. И именно «Вечерка» отстояла честь поэта, продолжая публиковать его тексты на своих страницах.

«Баня» вызвала острую полемику, а ее театральные постановки несколько раз завершались оглушительным провалом: сначала во время премьеры в Ленинграде, а потом в Москве в Театре Мейерхольда. Критики не пощадили автора даже в тех изданиях, где он трудился. И лишь «Вечерка» вступилась за поэта, а не растоптала, как остальные.

Само произведение в газете не печаталось, однако 27 марта 1930 года в редакции «Вечерней Москвы» состоялось обсуждение пьесы, на котором присутствовали критики и рабочие фабрики «Буревестник». Обсуждение было бурным. Маяковский откинулся на спинку кресла и напряженно слушал, время от времени хмурясь. А затем взял слово и едко, в его жесткой манере, ответил критикам и критиканам.

Газета в те времена была единственным способом достучаться до общественного сознания, вот автор и сотрудничал с разными изданиями, в том числе с «Вечеркой», чтобы на их страницах высмеивать человеческие пороки и недостатки, говорит литературовед, коллекционер рукописей и журналов, культуролог Александр Левицкий. По его словам, в позднем творчестве Маяковский пытался воплотить свои сатирические амбиции.

— Сама по себе постановка «Бани» не удалась и считалась критиками провальной, — говорит культуролог. — И если театральная критика еще хоть как-то закрыла глаза на провал, то литераторы сжали Маяковского в тиски. И он именно на критику последних так болезненно отреагировал.

Эксперт пояснил, что писатель был очень ранимым человеком.

— В сущности говоря, как раз все эти рефлексии и подтолкнули его к самоубийству. А критика «Бани» стала просто дополнительно подлитым в огонь маслом, — добавил Левицкий.

«Вечерняя Москва» публикует отрывок из пьесы Маяковского.

Баня

Драма в шести действиях с цирком и фейерверком

Действующие лица:

  • Товарищ Победоносиков — главный начальник по управлению согласованием, главначпупс.
  • Поля — его жена.
  • Товарищ Оптимистенко — его секретарь.
  • Исак Бельведонский — портретист, баталист, натуралист.
  • Товарищ Моментальников — репортер.
  • Мистер Понт Кич — иностранец.
  • Товарищ Ундертон — машинистка.
  • Растратчик Ночкин.
  • Товарищ Велосипедкин — легкий кавалерист.
  • Товарищ Чудаков — изобретатель.
  • Мадам Мезальянсова — сотрудница ВОКС.
  • Товарищ Фоскин — рабочий.
  • Товарищ Двойкин — рабочий.
  • Товарищ Тройкин — рабочий.
  • Просители.
  • Преддомком.
  • Режиссер.
  • Иван Иванович.
  • Учрежденская толпа.
  • Милиционер.
  • Капельдинер.
  • Фосфорическая женщина.

I Действие

Справа стол, слева стол. Свисающие отовсюду и раскиданные везде чертежи. Посредине товарищ Фоскин запаивает воздух паяльной лампой. Чудаков переходит от лампы к лампе, пересматривая чертеж.

Велосипедкин

(вбегая)

Что, всё еще в Каспийское море впадает подлая Волга?

Чудаков

(размахивая чертежом)

Да, но это теперь ненадолго. Часы закладывайте и продавайте.

Велосипедкин

Хорошо, что я их еще и не купил.

Чудаков

Не покупай! Не покупай ни в коем случае! Скоро эта тикающая плоская глупость станет смешней, чем лучина на Днепрострое, беспомощней, чем бык в Автодоре.

Велосипедкин

Унасекомили, значит, Швейцарию?

Чудаков

Да не щелкай ты языком на мелких сегодняшних политических счетах! Моя идея грандиознее. Волга человечьего времени, в которую нас, как бревна в сплав, бросало наше рождение, бросало барахтаться и плыть по течению, — эта Волга отныне подчиняется нам. Я заставлю время и стоять и мчать в любом направлении и с любой скоростью. Люди смогут вылазить из дней, как пассажиры из трамваев и автобусов. С моей машиной ты можешь остановить секунду счастья и наслаждаться месяц, пока не надоест. С моей машиной ты можешь взвихрить растянутые тягучие годы горя, втянуть голову в плечи, и над тобой, не задевая и не раня, сто раз в минуту будет проноситься снаряд солнца, приканчивая черные дни. Смотри, фейерверочные фантазии Уэльса, футуристический мозг Эйнштейна, звериные навыки спячки медведей и иогов — всё, всё спрессовано, сжато и слито в этой машине.

Велосипедкин

Почти ничего не понимаю и во всяком случае совсем ничего не вижу.

Чудаков

Да напяль же ты очки! Тебя слепят эти планки платины и хрусталя, этот блеск лучевых сплетений. Видишь? Видишь?..

Велосипедкин

Ну, вижу...

Чудаков

Смотри, ты призаметил эти две линейки, горизонтальную и вертикальную, с делениями, как на весах?

Велосипедкин

Ну, вижу...

Чудаков

Этими линейками ты отмеряешь куб необходимого пространства. Смотри, ты видишь этот колесный регулятор?

Велосипедкин

Ну, вижу...

Чудаков

Этим ключом ты изолируешь включенное пространство и отсекаешь от всех тяжестей все потоки земного притяжения и вот этими странноватыми рычажками включаешь скорость и направление времени.

Велосипедкин

Понимаю! Здо́рово! Необычайно!!! Это значит — собирается, например, всесоюзный съезд по вопросу об успокоении возбуждаемых вопросов, ну, и, конечно, предоставляется слово для приветствия от Государственной академии научных художеств государственному товарищу Когану, и как только он начал: «Товарищи, сквозь щупальцы мирового империализма красной нитью проходит волна...» — я его отгораживаю от президиума и запускаю время со скоростью полтораста минут в четверть часа. Он себе потеет, приветствует, приветствует и потеет часа полтора, а публика глядит: академик только рот разинул — и уже оглушительные аплодисменты. Все облегченно вздохнули, подняли с кресел свеженькие зады и айда работать. Так?

Чудаков

Фу, какая гадость! Чего ты мне какого-то Когана суешь? Я тебе объясняю это дело вселенской относительности, дело перевода определения времени из метафизической субстанции, из ноумена в реальность, подлежащему химическому и физическому воздействию.

Велосипедкин

А я что говорю? Я это и говорю: ты себе построй реальную станцию с полным химическим и физическим воздействием, а мы от нее проведем провода, ну, скажем, на все куриные инкубаторы, в пятнадцать минут будем взращивать полупудовую курицу, а потом ей под крылышко штепсель, выключим время — и сиди, курица, и жди, пока тебя не поджарили и не съели.

Чудаков

Какие инкубаторы, какие курицы?!! Я тебе...

Велосипедкин

Да, ладно, ладно, ты думай себе хоть про слонов, хоть про жирафов, если тебе про мелкую скотину и думать унизительно. А мы всё это к нашим сереньким цыплятам сами приспособим...

Чудаков

Ну, что за пошлятина! Я чувствую, что ты со своим практическим материализмом скоро из меня самого курицу сделаешь. Чуть я размахнусь и хочу лететь — ты из меня перья выщипываешь.

Велосипедкин

Ну, ладно, ладно, не горячись. А если я у тебя даже какое перо и выщипал, ты извини, я тебе его обратно вставлю. Летай, пари, фантазируй, мы твоему энтузиазму помощники, а не помеха. Ну, не злись, парнишка, запускай, закручивай свою машину. Чего помочь-то?

Чудаков

Внимание! Я только трону колесо, и время рванется и пустится сжимать и менять пространство, заключенное нами в клетку изоляторов. Сейчас я отбиваю хлеб у всех пророков, гадалок и предсказателей.

Велосипедкин

Постой, Чудаков, дай я стану сюда, может, я через пять минут выйду из комсомольца в этакие бородатые Марксы. Или нет, буду старым большевиком с трехсотлетним стажем. Я тебе тогда всё сразу проведу.

Чудаков

(оттягивая, испуганно)

Осторожно, сумасшедший! Если в идущих годах здесь проляжет стальная ферма подземной дороги, то, вмещаясь своим щуплым тельцем в занятое сталью пространство, ты моментально превратишься в зубной порошок. И, может быть, в грядущем вагоны сверзятся с рельс, а здесь небывалым времятрясением в тысячу баллов к чортовой бабушке разворотит весь подвал. Сейчас опасно пускаться туда, надо подождать идущих оттуда. Поворачиваю медленно-медленно — всего в минуту пять лет...

Фоскин

Постой, товарищ, обожди минуточку. Тебе всё равно крутить машину. Сделай одолжение, сунь в твою машину мою облигацию, — не зря я в нее вцепился и не продаю, — может, она через пять минут уже сто тысяч выиграет.

Велосипедкин

Догадался! Тогда туда весь Наркомфин с Брюхановым засунуть надо, а то же ж ты выиграешь, а они всё равно тебе не поверят — таблицу спросят.

Чудаков

Ну вот, я вам в будущее дверь пробиваю, а вы на рубли сползли... Фу, исторические материалисты!

Фоскин

Дура, я ж для тебя с выигрышем тороплюсь. У тебя на твой опыт есть деньги?

Чудаков

Да... Деньги есть?

Велосипедкин

Деньги?

Стук в дверь. Входят Иван Иванович, Понт Кич, Meзальянсова и Моментальников.

Мезальянсова

(Чудакову)

Ду ю спик инглиш? Ах, так шпрехен зи дейч? Парле ву франсе, наконец? Ну, я так и знала! Это утомительно очень. Я принуждена делать традюксион с нашего на рабоче-крестьянский. Мосье Иван Иванович, товарищ Иван Иванович! Вы, конечно, знаете Иван Ивановича?

Полный текст пьесы Владимира Маяковского «Баня»...

Видеопрогулка по Москве с Маяковским

Вернуться

Код вставки видео

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.