В Москве торгуют по правилам
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАНа рубеже веков московский комплекс торговли и услуг считался передовым в стране. Но он создавался по старым лекалам в уже подзабытую эпоху тотального дефицита, а затем безбрежного неуправляемого торга времен указа «О свободе торговли». До конца 90-х годов прошлого века власти решали двойную задачу — упорядочить дикий рынок, не допуская дефицита.
К концу нулевых атмосфера всеобщего восточного базара стала смотреться явным анахронизмом, особенно по сравнению с улицами мировых мегаполисов. Да и гримас свободного рынка хватало: в центре было не купить хлеба, зато хватало бутиков, магазинов элитной мебели и люксовой сантехники. А разномастные палатки и рынки у метро затрудняли логистику и не соответствовали нормам санитарии и безопасности.
Придя на пост мэра, Сергей Собянин провозгласил концепцию превращения Москвы в современный комфортный город. Началось все с устранения нависавших над торговыми точками мириад проводов: каждый владелец киоска подключался к электросети в меру собственных возможностей и безалаберности местных властей. Когда эти связки демонтировали, перейдя к единой схеме электроснабжения, открылся уже подзабытый облик городских улиц. Затем были снесены торговые объекты, признанные самостроем. При этом к нам в Московскую торгово-промышленную палату так и не поступило ни единой жалобы, и даже судебные иски закончились ничем на всех уровнях, включая Европейский суд по правам человека.
Несколько лет потребовалось для доработки единой схемы размещения и работы торговых пространств. Удалось выработать концепцию прозрачного и понятного для участников рынка механизма торговли в городе. Если раньше предприниматели брали участок в аренду, строили там на что хватало средств и торговали чем придется, то теперь нестационарные объекты стал возводить город по единому плану размещения и с четкой специализацией.
Розыгрыш права аренды на открытых электронных аукционах дал возможность входа на московский рынок любому желающему предпринимателю, даже начинающему. А введенный в городе торговый сбор, наряду с патентом, стал очень удобным инструментом и для бизнеса, и для властей, получающих четкую картину легальной работы.
Все это сформировало новый облик московской торговли, работающей «в белую», состоящей из стройной системы: торговый центр — сетевой ретейл — магазин шаговой доступности — павильон. Но, подчеркну, при этом сохранено и лучшее из прежних времен: например, гастрономические фестивали, елочные базары и ярмарки выходного дня.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции