Снять фильм помогло чудо
Мой учитель Михаил Ромм доносил до нас мысль о том, что кино — это магия, волшебная сила, живая материя. Михаил Ильич часто повторял нам, что ошибаются те режиссеры, которые думают, что кино — это только профессия, или техническое искусство. То, что кинематограф — это жизнь, я почувствовал и осознал, когда снимал фильм «Урга — территория любви». Сценарий фильма, написанный Рустамом Имбрагимбековым и мною, состоял всего из 12 страниц текста. Все остальное — воздух, натура, звуки, шорохи.
Для съемок мы приехали в китайскую голую степь. Уцепиться взглядом было не за что. Что снимать, как снимать — мы не знали и не чувствовали. Я понял, что надо лечь и ждать. Так и поступил. Через некоторое время, находясь на земле, ощутил силу эту огромного пространства.
В съемочной группе был француз, который расставил микрофоны по всей степи на разной высоте. Когда я прослушал все записи (а их было очень много), понял, что степь — это космос. В степи я не слышал, а видел ветер, это необыкновенное ощущение.В последние съемочные дни степь была выжжена солнцем.
Пастухов вывозили обедать в город. Курить было нельзя, как и вообще разжигать огонь. Спичка на ветру может превратиться в катастрофу.А у нас последний съемочный день, когда нужно было снять проезд машины. Когда китайцы увидели, что на горе стоит автомобиль с горючим, замахали: «Нет, нет, нет». Ни за какие деньги не разрешали снимать.
Я ждал, когда ветер утихнет. Потрясающей красоты солнце садилось. На свой страх и риск я принял решение: «Начать съемку». И в эту самую секунду ветер прекратился. Произошло чудо. Степь услышала нас. Я дал команду: «Мотор!» И проезд машины был снят. Степь — это тайна, к которой я тогда прикоснулся благодаря фильму «Урга — территория любви».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции