Пусть довольный зритель победит
Сюжет:
Первый МикрофонЭти цифры для меня имеют значение в контексте возможности смотреть мировое кино и общаться с его авторами. Что мне показалось отрадным? В режиссуре самое главное — создание атмосферы, в кадре и на площадке. Мы помним атмосферу, которая была несколько лет назад на ММКФ, — взвинченная, требующая все время каких-то разбирательств. Но страсти перегорели, и возможность смотреть кино стала важнее, чем потребность выяснять отношения. Я очень этому рад, потому что в сегодняшней ситуации стабильность чего бы то ни было — это основа, и я хотел бы, чтобы она сохранилась.
Что касается бюджета фестиваля, цифры приводить не стану, но могу сказать, что все серьезные спонсоры и партнеры не отпали и остались ММКФ верны. Нам хватило средств практически на все. Мы ужимались, но не за счет программы, и это — принципиальный вопрос. Мы не сократили ни количество фильмов и сеансов, ни число приглашенных. Был у меня страх три года назад, когда начались санкции. Многие боялись и сейчас боятся — вы, мол, с Крымом решите, и тогда мы приедем. Но сейчас страх прошел: приехали — и хорошо, не приехали — и ладно. Зато мы увидели своих «звезд», которых не замечали за блеском «звезд» приезжих. Люди на фестивале смотрят хорошее кино, и у нас нет задачи превращать ММКФ в политическую открытку страны. А в том, что любой вкус может быть удовлетворен нашими программами, которые собирают специалисты, я совершенно уверен.
Я лично на этом фестивале посмотрел девять картин, чего пять лет назад позволить себе не мог, потому что во время фестиваля что-то постоянно выколачивал, выяснял, разбирался. Из того, что посмотрел, могу сказать, что программа в этом году сильная: девять картин хороших — это уже очень много. Правда, это фильмы из внеконкурсных программ. Мы знаем, что конкурсные программы фестиваля класса «A» ограничены, потому что это должен быть «первый экран». Но так — везде. Я был на одном международном фестивале класса «А», где зрители затопывали плохую картину. В Каннах, например, при отборе конкурсной программы идут по принципу: закончил известный режиссер фильм — сразу в конкурс. Это означает, что там только в картинах дебютантов можно встретить что-то новее, свежее. Зато какие имена — и тот, и этот! А ведь при этом далеко не все фильмы одинакового качества. Мне бы хотелось, чтобы зрители и участники увезли с ММКФ ощущение, что хотят приехать еще раз. Потому что настоящее искусство — это желание увидеть нечто снова и снова.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции