Нейросеть за тебя учиться не будет: скандал в преподавательском сообществе
Вероятно, именно поэтому россияне бьют тревогу. ВЦИОМ поделился свежим опросом, где родители чуть ли ни единым фронтом выступили против ИИ для учебы в школе: 46 процентов опрошенных считают, что пользоваться нейросетями при подготовке домашнего задания — недопустимо! И их в целом можно понять. Нейросети совершенствуются с каждым днем, и если миллениалам нужно было потратить время в сети для подготовки реферата, например, об утконосах — сравнить материалы в разных источниках, выбрать для копипаста лучшие из них, — то их детям — зумерам вообще думать не надо. Напиши правильный запрос — и все лучшее об утконосах за минуту уже в твоем реферате! Разве ж это учеба? А если и студентам-медикам курсовые нейросети писать будут?! А потом эти молодые специалисты выпустятся и нас лечить начнут?! И на этом драматическом моменте надо слегка успокоиться, взять паузу и вспомнить о том, что такое вообще учеба. Это вовсе не добыча информации — она и так вся дана в учебниках, — а умение с ней работать. Наши бабушки пользовались шпаргалками (и это не мешало им становиться профессионалами своего дела!), а в моем детстве были популярны решебники — такие книжки с готовыми ответами для всех школьных задач.

При этом троечников в отличников они не превращали. Да, иногда можно списать домашнее задание из решебника, но контрольную-то составляет учитель. А на ней все равно придется думать самому. ИИ — точно такой же инструмент, как шпаргалка или решебник. И, как любой инструмент, он несовершенен и нуждается в проверке. Можно с помощью нейросети написать курсовую по анатомии, но защищать ее придется самому студенту — просто выходить к доске и объяснять преподавателю каждый тезис! И если в каких-то учебных заведениях ИИ может помешать получить знания или научиться осмысливать информацию, то это вопросы к преподавателю. Кстати, об осмыслении. Количество модных «столыпинских галстуков» в сочинениях кратно уменьшится, как только ученики начнут перепроверять ИИ по каждому пункту, помня о «галлюцинациях» нейросетей. И это отличный навык для прокачивания критического мышления, который применим не только в работе с текстом, а вообще в жизни. Услышал что-то — перепроверь, и желательно — в нескольких источниках! Кроме того, использование ИИ помогает овладеть еще одним важным навыком — брать ответственность за конечный результат на себя. В человеческих коллективах легко возложить вину за ошибку на соседа по парте, а на нейросеть стрелки уже не переведешь, будешь выглядеть как минимум глупо. Поэтому вполне возможно, что работа с нейросетями поможет «вырастить» ответственных и критически мыслящих специалистов. А именно таких нам сейчас очень не хватает.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции