Чем провинился Гадкий утенок?
На своих страницах «Вечерняя Москва» постоянно затрагивает тему социального сиротства, рассказывает о том, как решается эта проблема в масштабах города, об антикризисных мерах правительства Москвы по поддержке замещающих семей, о том, как живут в наше непростое время приемные семьи, как работают школы приемных родителей и т. д. Сегодня наш собеседник – кандидат психологических наук Тамара Ивановна Осипова.Никого не люблю, никому не обязан– Тамара Ивановна, о том, что система воспитания сирот в детских домах далека от идеала, написано и сказано немало...– Еще Анна Фрейд во время Второй мировой войны, работая в качестве психолога с детьми в английских приютах, доказала, что воспитание ребенка вне семьи губительно для его развития. Все последующие научные исследования, практика работы с детьми только подтвердили правильность ее выводов. Что дает ребенку семья? Опыт близких, эмоционально теплых, безопасных отношений, опыт безусловного принятия его любящими людьми. Сам контакт ребенка с матерью и отцом позволяет ему стать активным в познании мира, себя и других людей. Он может спокойно идти по дороге жизни, быть открытым для нового опыта и людей, если твердо знает, что, обернувшись, он увидит улыбающиеся лица своих родителей или тех, кто ему их заменил.Что может дать ребенку-сироте детский дом, учреждение, в котором он воспитывается? Неплохие бытовые условия, воспитателя, честно выполняющего свой профессиональный долг, группу таких же, как и он, сирот. Здесь не нужно ни о чем заботиться: за тебя все сделает персонал. Долгое время дети думают, особенно те, кто с раннего детства живет в детском доме, что хлеб – нерукотворное изделие и существует всегда в виде разрезанных кусков, что одежда сама появляется на складе, что нет ничего, что принадлежит лично ему. Поэтому его собственных усилий для того, чтобы это все получить или беречь, не требуется. Воспитатель приходит на смену и уходит после нее, он может уволиться и вообще бесследно уйти из жизни ребенка.Какой вывод делает ребенок? В мире нет ни одного надежного человека, к которому можно привязаться и которого можно любить. Близкие отношения независимо от тебя могут закончиться болью потери.– Поэтому безопаснее никого не любить и ни к кому не привязываться?– Ребенок, безусловно, чувствует, что он жизненно зависит от отношения к нему взрослого. Взрослые в детских домах сменяют друг друга даже в течение суток. И у каждого свой характер, свое настроение. Какой выход? Не привязываться, не чувствовать, признать власть любого взрослого над собой и попытаться приспособиться к каждому.В группе детей отношения тоже складываются непросто. Нередко они напоминают дедовщину в армии. При этом у ребенка крайне ограничены связи с другими, кто не принадлежит к детскому дому. В их мире он чувствует себя чужим. И как только он оказывается за воротами детского дома, кличка «детдомовец», как клеймо, пристает к нему. Спросите у любого знакомого, с чем ассоциируется у него слово «детдомовец»? Мой опрос показал, что из 125 ассоциаций только две были нейтральные, остальные – отрицательные.«Я – ничей, а значит, никто, ничто в этой жизни не зависит от меня, а значит, и нечего напрягаться», – с таким представлением о себе живет ребенок в детском доме и выходит во взрослую жизнь. Результат печален: в принципе, по пальцам можно пересчитать выпускников, которые смогли найти свое место во взрослой жизни.Сирота в дом – счастье в дом– Но есть же и другие варианты воспитания сирот…– Конечно. Это когда ребенка, оставшегося без родительской заботы, берет на воспитание семья. В России, к сожалению, были прерваны традиции замещающей семейной заботы. Первый, как бы мы сейчас сказали, нормативный документ по этому поводу был принят еще в 1551 году на Первом Земском Стоглавом соборе. «Сирота в дом – счастье в дом», «Помочь сироте, что к Богу прикоснуться», – говорила народная мудрость.Что обретают дети в приемной семье? Конечно же, родительскую заботу. Людей, которых можно любить и которые не исчезнут из их жизни непонятно почему. Ощущение стабильности и безопасности. А это и есть условия, которые необходимы для развития каждого ребенка. Я много лет специально изучала, как изменяется ребенок, попадая из детского дома в принимающую семью. Результат потрясающий. Ребенок не мог говорить или говорил так, что его невозможно было понять, а в семье его речь становится чистой и грамотной. Недавно он не понимал, как можно сложить простые числа, а теперь как семечки щелкает достаточно сложные задачи. В семье словно бы сами собой проходят многие детские болячки – тот же энурез. Ребенок, как показывают результаты многих исследований, в принимающей его семье делает скачок в своем развитии. Изменяются его мироощущение и представление о себе.– Что обретает семья, приняв ребенка на воспитание?– Ребенка, которому необходимы любовь и забота. В российской семье отношения между супругами, как правило, строятся вокруг воспитания детей, и потому прием ребенка становится очень важным шагом. По результатам исследования, семья переходит на новый, зачастую более здоровый и гармоничный этап своего развития. Собственные дети быстрее взрослеют, то есть становятся более зрелыми в своих поступках. Родители, вместо того чтобы искать себе лучшего применения на стороне, начинают более продуктивно выстраивать отношения в семье.– Но без проблем в жизни не бывает…– Вы правы, процесс включения ребенка в семью требует больших усилий и терпения. Это как брак. Сходятся люди со своей историей жизни, привычками, непонятными и нередко непредсказуемыми друг для друга реакциями, способами выражения чувств... Вспомните сказку Андерсена о Гадком утенке. Добрый человек подобрал замерзающего утенка и принес в свою семью. Но утенок знал про себя, что он гадкий, что все без исключения относятся к нему плохо, что никому нельзя доверять. Поэтому, когда дети захотели с ним поиграть, он в ужасе стал метаться по дому и все перевернул вверх дном.Семья была потрясена таким поведением: ведь ее намерения были самыми благими! В результате Гадкий утенок был изгнан из семьи. Андерсен не был психологом, но описал ситуацию очень точно.– Что же нужно делать, чтобы ситуация не складывалась так драматично?– На самом деле выход и простой, и сложный: необходимо, чтобы семья и ребенок были готовы к объединению. Этого можно добиться только с помощью специалистов, которые научат семью и ребенка жить вместе, правильно реагировать на поведение друг друга и справляться со сложными ситуациями приема и взросления ребенка.Спасти и сохранить– Вы говорите о школах приемных родителей? «Вечерка» не раз писала о них. А на что бы вы как специалист еще обратили внимание тех, кто решил усыновить чужого малыша?– В процессе совместной жизни принимающая семья переживает разные периоды в отношениях. Как показывают результаты исследований, наивысший уровень принятия родителями приемных детей и собственной способности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев приема. Но можно выделить и «точки кипения»: год, полтора и три с половиной года приема, когда начинают обостряться отношения с приемными детьми. Особенно сложен в этом отношении подростковый возраст. Непросто он проходит и с родными детьми. Однако, сталкиваясь с трудностями в поведении приемного ребенка, родители начинают видеть в этом проявление плохой наследственности. Хотя генов, отвечающих за поведенческие нарушения, не выявлено, и благоприятная семейная среда спасает ребенка от тех ошибок, которые совершили его родители. Любая семья время от времени нуждается в помощи специалистов. Для принимающей семьи компетентная помощь специалистов становится одним из важнейших условий успеха.…У Андерсена есть сказка «Девочка со спичками». Маленькую сиротку нашли зимой замерзшей на мосту. В руках она сжимала пустую коробку, а вокруг валялись обожженные спички. Девочка потеряла последнего близкого человека – свою бабушку. Целую ночь она зажигала спички и в их свете ей чудилась умершая бабушка. Но закончились спички, и бабушка исчезла. Холод заморозил душу и тело девочки. Страшно подумать, сколько детей, замерзающих, пусть не физически, а душевно, от отсутствия любви и привязанности, нуждаются в новой семье.