Зал с колоннами, на стенах старинные гравюры... Это не музей, а обычная школа спального района
Самая обычная на вид школьная коробка теряется во дворах на окраине Москвы. За турникетами, через которые без «визы» бдительного охранника не пройдешь, бросаются в глаза стеллажи с кубками и другими школьными наградами. Несколько шагов мимо кабинетов, и я попадаю в холл с колоннами — типовая школа оказалась не такой уж и типовой. Продолжаю удивляться, увидев на стенах гравюры из альбома немецкого художника Христиана Готфрида Гейслера, предоставленные музеем-усадьбой «Архангельское».
— Каждый класс ходит в Третьяковку, в Пушкинский, но на этом обычно все и заканчивается. А мы договорились с музеями, и теперь у нас будут проходить выставки, — рассказывает Татьяна Захарова, автор идеи и куратор проекта «Музейная педагогика». — Конечно, это не подлинники. Да и как можно было бы в школе обеспечить их охрану? Сегодня подлинность — не главное.
Вспомните хотя бы выставку, посвященную Второй мировой войне, которую проводило Российское военно-историческое общество, — мультимедиа, копии фотографий, но сколько желающих посмотреть было? Организовать выставку в школе оказалось не так уж просто.
Несмотря на то что представленные работы — лишь копии, тут установлены камеры видеонаблюдения. Кроме того, к выставочному залу тоже предъявляются особые требования: достаточная высота потолков, правильно подобранное освещение. В школе таким помещением стал атриум — центральный холл с колоннами.
— У владельца Архангельского князя Николая Юсупова была большая библиотека, книги на французском, немецком языках заказывались из Европы, — рассказывает Татьяна Захарова. — В библиотеку попал и альбом, изданный в Лейпциге. Двадцать гравюр, развешанные на стенах, как раз из этого альбома — «Костюмы, нравы и обычаи русских, зарисованные в Санкт-Петербурге Гейслером, художником при господине Пилласе, описанные господином доктором Грубером».
Само издание находится в фонде редких книг музея-усадьбы «Архангельское». По условиям экспонирования книга — очень хрупкий материал и может быстро прийти в негодность. Поэтому в музее-усадьбе были сделаны копии изображений.
С любопытством рассматриваю незнакомые мне работы. Покупатели и продавцы встретились на гравюрах Гейслера так, как это случалось на улицах Петербурга XIX века. Сбитенщик подает военному еще теплый напиток. Чтобы он оставался горячим, деревянное ведерко завернуто в рогожу. В правой руке держит кулек с румяными кренделями, на поясе — кошель со стаканами.
Под гравюрами расположены описания нравов и обычаев русских, сделанные критиком и историком литературы Иоганном Готфридом Грубером, немцем по происхождению, который несколько лет прожил в России. На каждой площади в Санкт-Петербурге стояли такие продавцы сбитня. А вот купчиха и мясник торгуются. Купчиха красивая, полная — в то время эти слова еще были синонимами, — кожа белая, как алебастр, сравнивает Грубер.
— А на таких телегах отправляли груз. — Татьяна показывает на соседнюю картину. — У извозчика на рукаве был номер, и не нужно было запоминать его имя: груз и так доходил в целости и сохранности.
Как заставка к мультфильму, звучит из динамиков мелодия: перемена. В школьный музей влетают мальчишки и девчонки всех возрастов. Кто быстро проносится по своим делам, кто с друзьями смеется, спорит, кто-то у гравюр притормозил. Подросток, важный, серьезный, так и пожирает глазами изображение. Что его так заинтересовало? Продавец икры и осетров.
— Я хочу поваром стать, — Кирилл Шеребов из 5 «Л» уже профессию выбрал, и к искусству у него подход практичный. — История кулинарии тоже важна! Я думал, кисель лишь жидкий бывает, а раньше, оказывается, из гороха кисельные пирожные пекли.
Снова разливается по школьным коридорам мелодия: выставка закрывается. До следующей перемены.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Кудрявцева, научный сотрудник сектора выставок музея-усадьбы «Архангельское»:
- Выставка основана на иллюстрированных изданиях, хранящихся в нашем фонде редких книг. Идея заключается в том, чтобы одно издание представить в рамках пространства выставочного зала. Ведь обычно можно показать только одну страницу книги. А здесь можно посмотреть весь альбом. В Музее-усадьбе «Архангельское» эти работы не выставлялись. Это передвижная экспозиция. И ее появление в школе — это первый подобный опыт. Но мы открыты и для других образовательных учреждений, которые захотят разместить у себя эти гравюры. Это наша история, которую мы хотим донести до детей. И любовь к родному городу у них от этого только прибавится.
Вероника Бурмакина, директор центра образования № 1329:
- Мы с радостью принимаем у себя этот выставочный проект. В атриуме работы могут увидеть не только учащиеся, но и их родители. Мы хотим привить детям любовь к культурному отдыху. И эта выставка — только начало. У нас уже есть договоренность с рядом музеев, и в этом учебном году наших ребят ждет насыщенная культурная программа.
КСТАТИ
Уже известно, что на следующей выставке, которая появится в школе № 1329, ученики смогут увидеть работы из Музея-панорамы «Бородинская битва», посвященные войне 1812 года.