Непрерывное движение вперед: как Москва продолжает развивать трамваи
Трамвай в столице остается одним из самых востребованных видов транспорта. Как развивается трамвайное движение в Москве и что планируется сделать в перспективе, узнала «Вечерняя Москва».
Первые электрические трамваи вышли на улицы столицы 6 апреля 1899 года. Первый вагон отправился от Бутырской Заставы (ныне это площадь Савеловского вокзала) по Нижней и Верхней Масловке в сторону Петровского парка.
Заместитель начальника отдела рельсового транспорта Службы подвижного состава Московского метрополитена Дмитрий Касаткин рассказывает, что стоимость проезда по этой линии электрического трамвая составляла 6 копеек.
— Первые вагоны для московской городской железной дороги (так в то время назывался трамвай) приехали из-за границы — это были германские вагоны, построенные в Гамбурге на заводе «Фалькенрид». Они имели деревянный кузов, установленный на стальной раме с колесными парами. Вагоны были узкие и довольно короткие — чуть больше 9 метров в длину, — рассказал эксперт.
Сегодня московский трамвай — один из самых современных и комфортных в мире. Пассажиров перевозят составы «Витязь-Москва», парк которых уже превысил 500 штук. Они вместительные, низкопольные, в них есть система климат-контроля, медиаэкраны, зарядки для мобильных устройств, площадки для проезда с велосипедом или коляской.
Управляют трамваями в Москве более двух тысяч водителей. В их числе — Наталия Бажина, которая работает в депо имени Русакова с 2012 года, а общий стаж вождения у нее — более 20 лет.
— Я начинала свой путь с должности кондуктора, а потом решила выучиться на водителя, — поделилась Наталия.
Она влюбилась в свою профессию и все эти годы не расстается с трамваем. Тем более что управлять «Витязем» — сплошное удовольствие.
— Мне нравится встречать рассветы, провожать закаты. Город засыпает и просыпается вместе со мной. Я вижу первые снежинки и капли дождя на лобовом стекле. А еще очень нравится перевозить детей — вдохновляют их улыбки и неподдельный интерес ко всему, — отметила Наталия Бажина.
Трамвайное движение в городе продолжает развиваться. Создаются обособленные от автомобильных дорог пути движения для трамваев — в Департаменте транспорта уточнили, что сегодня их уже 82 процента от всех существующих. Построено более 430 приподнятых платформ на остановках. Сама трамвайная сеть тоже расширяется. Так, в прошлом году открылась линия на улице Сергия Радонежского, по которой начал ходить маршрут № 2. Он связал шесть районов Москвы и 15 станций рельсового каркаса. Свыше 700 тысяч пассажиров получили комфортный и современный городской транспорт. Также обновлена схема трамвайной сети Москвы.
Новый этап развития московского трамвая — внедрение беспилотных вагонов. Уже в этом году власти обещают полноценный запуск движения с пассажирами.
ИСТОРИЯ
Предшественник московского электрического трамвая — конка. Она ходила по рельсам. Вместимость вагона, который обычно тянули две лошади, была небольшой. В час пик в него вмещалось до 40 пассажиров с учетом второго, открытого этажа. Интересно, что женщинам ездить наверху запрещалось. Иначе, поднимаясь в пышных юбках по узкой винтовой лестнице, они нарушали бы правила этикета. Постепенно в городе появилась целая сеть линий железно-конных дорог.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности, руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры:
— Московский трамвай — один из символов нашего города, его любят жители и туристы. Для нас важно, чтобы трамвайная сеть столицы росла и развивалась. Для этого проводим модернизацию путей и обособляем их от автомобильных дорог, оборудуем остановки с приподнятыми платформами. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы продолжаем развивать столичный трамвай, делаем его сеть еще более удобной и доступной для всех жителей города.