Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Модная индустрия: хоть на улицу, хоть на подиум

Сюжет: 

Моспром — 2023
Город
Модели в плиссированных платьях Grek PlisseGofre
Модели в плиссированных платьях Grek PlisseGofre / Фото: Максим Леонов / пресс-служба СОЮЗЛЕГПРОМ

Старейшие московские производства — изготовление тканей, одежды, обуви — навсегда оставили свой след в названиях городских районов и улиц, таких как Хамовники или Матросская Тишина. Сегодня эти отрасли получили новый шанс на развитие. Что может стать двигателем современного легпрома столицы, «Вечерняя Москва» выясняла на ежегодной международной выставке тканей и текстильных материалов «Интерткань», которая прошла в Москве осенью.

Со времен Петра I, учредившего Хамовный двор, Кожевенный, Шляпный, Большой Суконный казенные дворы в Москве, и вплоть до 1917 года текстильные предприятия играли ведущую роль в городском хозяйстве. Недаром дореволюционную экономику Белокаменной даже называли «ситцевой».

Первая половина ХХ века сделала советскую столицу флагманом тяжелого машиностроения, центром «металлической экономики». Что, впрочем, не помешало работе известных на всю страну текстильных фабрик: Трехгорки, Первой ситценабивной фабрики, Московской государственной шелкоотделочной фабрики имени Свердлова и др. А еще — фабрик одежды и обуви, которые по сей день остаются легендами столичного легпрома. Среди них — отметившая не так давно 90-летие «Большевичка» (производитель костюмов, спортивной, военной, спецформы), а также — перешагнувшая 100-летний рубеж обувная фабрика «Парижская коммуна».

Проблема или потенциал

«Лихие 90-е» прошлись по всей промышленности, и последствия дают о себе знать до сих пор. Согласно данным, озвученным в рамках международной выставки «Интерткань», в 2022 году объем розничного рынка легпрома в РФ составил около 4 триллионов рублей, при этом на товары отечественного производителя приходится всего около 18–20 процентов. Рассматривать это можно двояко — и как проблему, и как потенциал для роста.

— По нашей статистике, из этих 18–20 процентов примерно половина — доля Москвы, — уточняет «Вечерней Москве» первый зампред Комитета ГД по региональной политике и местному само управлению, координатор всероссийского проекта «Выбирай свое» Сергей Морозов. — Конечно, никто не хочет закрыться от мира и всех модных иностранных брендов. Однако наша задача — чтобы большинство предприятий находились на территории РФ. Именно для этого мы вместе с Минпромторгом, коллегами из Совфеда проработали изменения в законодательстве, и сегодня у нас есть определение, что такое «российский производитель», и соответствующие меры поддержки. Кстати, Москва одна из первых почувствовала необходимость изменений и вносила свои предложения в ГД.

По словам Морозова, уже появились результаты: так, по итогам семи месяцев 2023 года темпы роста отечественного легпрома по отдельным направлениям составили до 30 процентов. В числе лидеров вместе с Москвой — Ивановская и Костромская области, Татарстан и др.

Российская столица, отмечает эксперт, сегодня имеет потенциал прежде всего как центр модной индустрии, точнее — дизайна одежды, обуви, аксессуаров. А вот промгиганты по выпуску тканей, в том числе требующие мощных систем экологического контроля и очистки, не вписываются в столичную инфраструктуру. Также город может нарастить швейное производство.

Но если с творчеством у русских людей исторически нет сложностей, то развитие профильного машиностроения, подготовка рабочих кадров для отрасли, а заодно и развитие собственной сырьевой базы пока остаются вызовом для России. Хотя свои интересные ткани уже появляются.

— Мы с белой завистью смотрим на быстрый рост китайского легпрома, — замечает Сергей Морозов. — Но в чем их секрет? Первое — были названы приоритеты.

Нам тоже надо твердо сказать: легкая промышленность — приоритет для РФ, и ей нужен серьезный пакет поддержки, вплоть до освобождения от ряда налогов.

Второе — китайцы вложились в станкостроение. Здесь нам, по сути, надо все начинать с нуля и опять же обеспечить финансирование. Некоторые ссылаются на недостаточный объем рынка в РФ, но ведь мы можем вернуть рынок в Африке, в Средней Азии.

Ожидаем, что в ближайшее время президент подпишет новый нацпроект по станкостроению и станкоинструментальной промышленности. За этим — будущее автоматизированных, цифровых производств.

Стоит отдать должное мэру Москвы: Сергей Собянин делает многое, чтобы инновационная часть экономики в городе быстро развивалась, созданы специализированные территории.

Молодые и амбициозные

5 сентября 2023 года. Александра Бондарева и Яна Никульшина демонстрируют спортивную одежду от компании Fabreex. 5 сентября 2023 года. Александра Бондарева и Яна Никульшина демонстрируют спортивную одежду от компании Fabreex. / Фото: Максим Леонов / пресс-служба СОЮЗЛЕГПРОМ

Как говорится, глаза боятся, а руки делают. И молодые предприниматели столицы тому пример. Так, из почти 800 компаний 12 стран мира, принявших участие в выставке, 148 представляли Москву. Предприятия презентовали текстиль, трикотаж, комплектующие, фурнитуры, нетканые мате риалы.

— Отрасль мне знакома с детства, поскольку у отца производство по пошиву одежды для бальных танцев. А в 2016-м я открыл свое дело — на тот момент в городе не нашел предприятия, которое бы изготавливало плиссированные ткани для бальных костюмов, и решил этим заняться, — говорит основатель Grek Plisse-Gofre Андрей Грек. — Спрос рос, мы расширили и производство, и ассортимент. Наши клиенты — швейные предприятия, по заказу которых работаем с тканями или заготовками. Начинали с 5–10 заготовок в день, сейчас — порядка 250 заготовок ежедневно.

Заместитель генерального руководителя предприятия Елена Буяндукова демонстрирует фирменные ткани Заместитель генерального руководителя предприятия Елена Буяндукова демонстрирует фирменные ткани / Фото: Максим Леонов / пресс-служба СОЮЗЛЕГПРОМ

С недавнего времени к работе с тканями добавился и пошив одежды. Трудности с рабочими кадрами и оборудованием Греку знакомы, но относится он к ним по-деловому: возможно, придется заняться исправлением дефицита самому, отмечает предприниматель, кстати, выпускник Бауманки по специальности «инженер-станкостроитель».

История компании Fabreex начиналась в 2007 году с организации поставок качественных импортных тканей и трикотажа в РФ для сублимационной печати. Но с ростом спроса и они загорелись идеей создания отечественного производства конкурентной трикотажной про дукции.

— Несколько лет ушло на изучение производственных процессов, дополнительное обучение, получение опыта на иностранных производствах, подготовку бизнес-планов, финансовых моделей, переговоры и формирование команды, — говорит директор по маркетингу Ольга Крылова. — Наконец, в 2017-м производство было успешно запущено в Москве и базировалось на десяти кругловязальных станках по выпуску трикотажа объемом до 40 тонн продукции в месяц.

Мощности молодого предприятия буквально за несколько месяцев оказались загружены заказами от производителей спортивной и повседневной одежды.

5 сентября 2023 года. Александра Бондарева 5 сентября 2023 года. Александра Бондарева / Фото: Максим Леонов / пресс-служба СОЮЗЛЕГПРОМ

В итоге последовал новый этап расширения. В рамках уже регионального сотрудничества открыли производство в Тульской области. При этом главный креативный офис остается в Москве.

— В столице сосредоточены влиятельные модные бренды, образовательные учреждения и культурные центры, так что у Москвы огромный потенциал в модной индустрии, — резюмирует Крылова. — А поддержка кооперации с регионами может способствовать распределению экологической нагрузки и укреплению национального легпрома в целом.

В общем, амбициозные компании в столице определенно есть. По данным Департамента инвестиционной и промышленной политики, всего в Москве работает более 250 предприятий легпрома, свыше 10 тысяч человек.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Разбродин, президент Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром):

— Легкая промышленность для России исторически очень важна. В сегодняшних реалиях у российских компаний легрома огромный потенциал и возможности для роста. Однако необходимы весомые инвестиции в расширение производств, в модернизацию технического оснащения, в обучение и подготовку высококвалифицированных кадров. Необходима программа развития отрасли и ее поддержка в правительстве и органах власти. Все эти темы мы подробно обсуждали на ЛЕГПРОМФОРУМЕ в рамках Российской недели текстильной и легкой промышленности. 950 компаний-участников из более чем 40 регионов РФ и 12 стран мира, свыше 24 тысяч посетителей — все это свидетельствует о большом интересе к отрасли. Среди срочных задач, которые необходимо решить в ближайшее время, в частности, изменения существующей системы взаимодействия между государством и представителями отрасли: союзами и ассоциациями. Этот вопрос поднимался на экспертной сессии «Отраслевые союзы: механизмы объединения для эффективной работы на благо легпрома». Мы все согласны, что дальнейшее развитие легпрома России должно идти по принципу, когда отраслевые союзы будут осуществлять регулирующую функцию. Необходимо выстроить механизмы согласования интересов внутри отрасли так, чтобы федеральные органы исполнительной власти взаимодействовали с одним уполномоченным, выступающим от имени отрасли. При этом должна быть выстроена система ротации среди тех, кто соответствует критериям представителя отрасли, и эти критерии предстоит совместно выработать. Именно союзы должны, с одной стороны, выявлять болевые точки отрасли, а с другой — инициировать прорывные проекты с учетом развития технологий производства и каналов продвижения товаров. Сначала создается программа, потом утверждаются инициированные отраслевым бизнесом конкретные проекты и источники финансирования, а после — меры господдержки. В итоге сформируется система управления, в которой союзы и ассоциации будут нести ответственность за устойчивое развитие отрасли.

ФАКТ

С января по июль этого года московские обувные фабрики нарастили поставки на 12,7 процента в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. Объем отгруженной продукции составил 10,5 миллиарда рублей. Всего компании изготовили 1,75 миллиона пар обуви, что более чем в два раза выше показателя за семь месяцев прошлого года. Производство одежды за этот период выросло более чем в три раза по сравнению с январем — июлем 2022 года, общий объем отгрузок одежды составил 39,6 миллиарда рублей.

МАНЕКЕНЫ

Столичное предприятие Royal Dress forms, входящее в состав кластера легкой промышленности и смежных отраслей «Кунцево», производит портновские манекены по собственной запатентованной технологии. В ассортименте компании представлена продукция для пошива одежды на мужчин и женщин с различными типами телосложения. Такие манекены помогают швеям на всех этапах производства изделий — от конструирования до примерки. По словам руководителя отдела продаж компании Виталия Чигвинцева, каждое изделие проходит многоступенчатую проверку, а для его создания используют только высококачественные материалы, чтобы обеспечить долговечность и надежность. Встретить манекены московской компании можно, например, в домах моды Славы Зайцева, Валентина Юдашкина и других. За первое полугодие 2023 года Royal Dress forms выпустила более 3000 изделий, что на 30 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

ОПРОС

Какую продукцию российских брендов одежды покупают чаще всего?

Модная индустрия: хоть на улицу, хоть на подиум
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.