Александр Сокуров: Мы должны помочь дебютному авторскому кино
Предваряя открытие этой ретроспективы, состоялся круглый стол, на который съехались самые известные современные петербургские кинематографисты. В течение полутора часов они обсуждали перспективы молодого авторского кино в России.
Дебютное авторское кино еще несколько лет назад находилось в глубоком кризисе. Как считают многие эксперты, 2014 год стал поворотным – несколько дебютных картин получили престижные кинонаграды, в городе Омске прошел фестиваль «Движение». Такой всплеск активности наблюдался в 2003-2006 годах, когда появилась «новая русская волна», к которой относят режиссеров Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского и многих других.
В России многие считают, что кино – это развлечение, а авторским кино вообще занимаются «какие-то бездельники», чьи фильмы смотрят в полупустых залах. Эти и некоторые другие проблемы молодого авторского кино затронули в своих выступлениях известные деятели киноискусства.
Кинорежиссер Александр Сокуров:
- Не думайте, что авторское социально-политическое кино - это ваш путь. Многие думают, что в этом кино есть и проблема, и предмет для культуры и искусства, но по этому пути уже многие десятилетия идут ваши коллеги. А Петербург – маленький город, и возможностей для дебютирования очень немного, поэтому, чтобы поддержать молодых, мы решили создать фонд «Пример интонации».
Мы сейчас подали заявки на два игровых фильма. Почти вся наша работа начинается с поддержки города, потому что до Москвы, зачастую, бывает не достучаться – иногда можно, но трудно. И, кстати, когда мы просим денег на дебютное короткометражное кино у правительства Петербурга, при этом никаких цензурных, тематических и прочих ограничений со стороны тех, кто дает нам средства - нет. Авторскому молодому кино, бесспорно, трудно, но мы стараемся делать все возможное для его поддержания.
Кинорежиссер Константин Лопушанский:
- Мне кажется, что проблема молодой режиссуры кроется в нескольких вещах. Первое – талант. Второе – учебное заведение или та структура, где режиссер может обрести профессиональные, творческие и идейно-эстетические навыки. Третье – общественная структура деятельности кинематографа, которая должна давать возможность молодому режиссеру максимально реализовать себя.
По поводу первой могу сказать лишь одно - больше поддерживайте наших талантливых ребят! Второй пункт зависит от общественной структуры деятельности, которая не самая лучшая. Дело в том, что авторское кино – определенная идеология творчества, это когда человек сознательно выбирает свой неповторимый стиль, пытается создать собственное лицо и с этим прийти в большой кинематограф. В структуре, которая сегодня сложилась в кинематографе – основное производство ориентировано на развлечение.
Кинорежиссер и преподаватель Сергей Овчаров:
- Так получилось, что кинопроизводство сейчас сместилось в вузы – во ВГИК и СПбГУКиТ. Огромное количество дебютных фильмов снимаются именно там – да, есть фильмы не очень, а есть очень хорошие, за которые ребята получают международные премии.
Самый главный результат нашей работы – это то, что мы даем возможность молодым режиссерам снимать те фильмы, которые они хотят, при этом им не нужно ни на что оглядываться. Естественно, сейчас главная беда – продюсерский кинематограф, поэтому я заранее всех предупреждаю: «Хотите снимать фильмы, становитесь продюсерами».
За круглым столом в этот вечер был и Александр Евменов, ректор СПБУКИТ, который отметил, что его вуз активно занимается проектом дебютной студии, но пока с этим вопросом есть много проблем.
- Надеемся, что мы решим их и найдем средства для молодых кинематографистов, - сказал Евменов.
Своими мнениями поделились и молодые режиссеры, монологи которых строились вокруг главной темы – «если киноиндустрия больна, то она не сможет поддерживать авторское кино». Но все они продолжают работать и надеются на то, что затянувшийся кризис закончился, и публика вновь будет смотреть дебютные картины.
Кинопродюсер Андрей Сигле:
- Все мы с восхищением смотрим на Александра Николаевича Сокурова. Знаете, есть фраза «делай, что должен и будь, что будет» - вот есть такая ответственность у великих мастеров, которые помогают молодежи и поддерживают их несмотря ни на что, отдавая и время, и силы. Но я напомню всем, что чем сложнее время, тем лучше для художника – самые известные режиссеры, в том числе и те, которые присутствуют за этим столом, прошли тяжелый путь в искусстве.
За круглым столом присутствовал и известный продюсер Станислав Ершов, а ныне директор интеллектуального кинотеатра «Англетер», который несколько месяцев назад открылся в историческом центре Петербурга, на Исаакиевской площади. Выслушав всех присутствующих, он сделал серьезное заявление, которое удивило всех собравшихся.
- Сейчас в стране 3000 экранов, но зачастую даже большому кино найти свою дорогу к зрителю трудно, а уж для дебютного кино, это вообще нереально. Поэтому я предлагаю – давайте поможем найти этому маленькому кино дорогу к зрителю. Конечно же, не часто, раз в месяц, раз в квартал, но начнем хотя бы с этого! Мы можем показывать их на большом экране в нашем кинотеатре, при условии, что известные режиссеры, которые являются мастерами дебютантов, будут с нами на показах.
Участники круглого стола встретили это предложение бурными аплодисментами. Так что возрождение дебютного авторского кино в Петербурге, можно сказать, состоялось.
После обсуждений все присутствующие кинематографисты поспешили в кинозал, на торжественное открытие ретроспективы фильмов киностудии Андрея Сигле. Первый показ торжественно открыл Александр Сокуров своей картиной «Фауст», которая снискала множество наград в России и за рубежом.