Андрей Дементьев. Ни о чем не жалейте...*
Он родился в середине лета 1928 года в провинциально-очаровательной и полуголодной тогда Твери. Ничто не предвещало, что биография ясноглазого мальчика Андрея будет поэтической: вокруг все привыкли работать руками и, что называется, биться за выживание. Он по хозяйству родителям помогал, конечно, но все же отличался мечтательностью.
Школа осталась у него за плечами в первый послевоенный год, и уже тогда было ясно – не трактористом и не землепашцем будет Дементьев. Слишком уж много в нем было лирики.
Историко-филологический, потом – Литературный институт имени Горького… Андрей Дементьев любил учиться и не стеснялся делать это всю жизнь, прирастая опытом даже тогда, когда уже приобрел всероссийскую известность. А начинал он печататься в скромной, но качественной и уважаемой калининской «Пролетарской правде», из которой пошел наверх – сначала получив должность литсотрудника в «Калининской правде», потом в областной «Смене». Не обошел его и карьерный «всплеск» по линии комсомола – инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ – это, как сказали бы сейчас, «было круто».
Дементьев был плотью от плоти родной и очень любимой им земли, но, конечно, впитал в себя и массу иллюзий своего времени. Ему многие не готовы были простить его советскости, но как ее могло не быть? Советская власть дала ему образование, позволила учиться в институте, сделать карьеру – как же мог он быть не благодарен ей? Никак. И, конечно, поэтому в его стихах патриотические ноты были всегда. Но все же в историю поэзии второй половины ХХ века Андрей Дементьев вошел как лирик. Даже более того – лирик-песенник. Его стихи обладали удивительной мелодикой, они будто сами ложились на музыку, а став песнями, нередко «теряли» автора – как случается с действительно хорошими произведениями.
В 1967 года Дементьев стал москвичом. Интеллигентный, сдержанный, он был уважаемым редактором отдела поэзии «Молодой гвардии» - очень многие поэты именно в это время «встали на крыло». А потом началась другая эпоха. Дементьев возглавил «Юность». Он подарил этому журналу двадцать лет жизни – сначала как замглавного редактора, потом – как главный редактор. И именно в это время, в «дементьевскую» эпоху, издание превратилось в самое передовое, самое острое и порой даже неожиданное в череде журнальных. Тиражи «Юности» при Дементьеве достигли рекордных величин – нескольких миллионов в месяц!
Да, ему приходилось очень непросто. С одной стороны, конец советской эпохи и начало перестройки дали литераторам огромные возможности, с другой – превратили их в заложников нового времени: уж слишком жестко и остро крушило оно все завоевания прошлого, слишком безоглядно отказывалось от наработанного, приобретенного и познанного. Дементьев - неожиданно для многих – проявлял невероятную жесткость «хребта» и смелость. И «Чонкина» Войновича он напечатал первым. И пустил на страницы «Юности» весь передовой эшелон прозаиков и поэтов – не боясь, что это не глянется кому-то «сверху». Дементьева могли любить, не любить, но никто не смог бы упрекнуть его в нечестности или слабоволии.
После «Юности» Андрей Дементьев сменил амплуа – и приобрел телевизионную известность. На самом деле он был идеален как телеведущий: его любила камера, он прекрасно говорил, но главное – умел вести спор и разговоры очень достойно, так, как подобает, а не так, как стало модным ныне. Но с должности директора ближневосточного представительства РТР он был довольно быстро отозван – уж больно жесткую «тиснул» в одной из газет заметку о чиновничьем беспределе. Это не понравилось. Более всего, очевидно, не простили ему аргументированности изложенного. Так он простился с ВГТРК, потом работал на ТВЦ, несколько лет вел программу «Народ хочет знать», был также радиоведущим – делал авторский проект. И все это время не прекращал писать стихов и получать колоссальное количество писем от простых читателей и зрителей. Ему никогда не переставали верить.
А еще Дементьев стал на ТВ родоначальником по-настоящему глубоких, умных бесед. Он не лебезил перед собеседниками, не давил и не прессовал их «хитрыми» вопросами, но говорил на равных, обнаруживая огромные знания и осведомленность по всем вопросам. У нас много хороших ведущих и интервьюеров, но цикл бесед «Виражи времени» стали в истории нашего телевидения особой страницей. Илья Глазунов, Михаил Горбачев, Андрей Вознесенский, Александр Шилов и Родион Щедрин, Майя Плисецкая и Евгений Евтушенко – кто бы ни приходил к Дементьеву на разговор, он всегда получался неожиданным и запоминался.
Кто-то считал Дементьева прагматиком, упирая на то, что он сделал блестящую карьеру, до конца так и не отказавшись от советских идеалов. А кто-то почитал его как человека с четкими жизненными принципами. И это правда – он был верен себе и своему слову до конца. И ничего плохого в отстаиваемых им принципах не было – он не переставал ратовать за гуманизм, честность, отстаивал право времени и человека на романтизм и сострадание. На этих краеугольных камнях он строил и построил свой мир. «Он всерьез называет Ленина великим! – прочла я как-то в одной из ядовитых заметок в адрес поэта. А Дементьев просто не забывал, не позволял себе забывать той великой составляющей, что была в советской стране – масштабных строек, сумасшедших по дерзости проектов, позитивного комсомольского задора. Все чуждое, привнесенное извне, отрицательные черты современности он не принимал и отрицал, любя жизнь и видя ее смысл в любви и честности, созидании и мире. И главным для него – и объектом изучения, и главной ценностью на земле – всегда была и осталась никем до конца не познанная человеческая душа.
Без малого пятьдесят книг… Десятки раз переизданных, переведенных на многие языки. Огромное количество песен. Они, прозвучав раз, запоминались сразу, потому что были о главном – о любви и верности, доме… (Кстати, хотя их пели очень многие, наверное особо надо выделить «дуэт» Дементьева и Евгения Мартынова. Никто не пел его песни лучше и душевнее.) А еще Дементьев был неисправимым оптимистом, что резко отличало его от многих современников и коллег.
В стихах Андрея Дмитриевича последнего времени ирония порой сменялась на легкий сарказм. Он был очень умен, многое видел и пережил, и его «Я прочел Рублевскую газету, словно сел в роскошную карету» и подобные «уколы» разлетались по стране мгновенно. Но главное – он продолжал писать о любви. Пока на это оставались силы…
Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает до сих пор. Более 40 лет Андрей Дементьев принимал активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира, ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве стали проводится международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира.
Андрей Дементьев принимал участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва, Московская область, Петербург, Тверь, Пенза, Псков, Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США, Франция, Германия, Сербия, Хорватия, Чехия, Израиль). Выступал с резкой критикой украинской политики после 2014 года, в видеоинтервью 2015 года осуждал установку памятников Степану Бандере и прославление героев УПА, расценивал пришедших к власти политиков как «хунту», а происходящее в стране — как «гражданскую войну».
Соболезнования в связи со смертью знаменитого поэта выразили президент Российской Федерации Владимир Путин, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, а также многие другие выдающиеся личности.
***
НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЙТЕ
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
1977. Андрей Дементьев