Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Режиссёр Клод Лелуш: Россия и Америка давно поменялись местами!

Сюжет: 

36-й Московский кинофестиваль
Развлечения
Легендарный французский режиссёр рассказал о том, что он любит и во что верит, что считает истиной, а что ложью
Легендарный французский режиссёр рассказал о том, что он любит и во что верит, что считает истиной, а что ложью / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Классик мирового кино Клод Лелуш приехал на Московский кинофестиваль со своей новой, 44-й картиной «Мы тебя любим, мерзавец».

На премьере фильма в кинотеатре "Октябрь" режиссёр сказал о том, что "эта картина – результат его наблюдений, личных переживаний в течение всей жизни и выводов". Главный герой фильма – знаменитый фотограф, которого играет рок-музыкант Джонни Холлидей – во многом похож на самого Лелуша.

В эксклюзивном интервью "Вечерней Москве" Клод Лелуш рассказал о том, что он любит и во что верит, что считает истиной, а что ложью.

- Месье Лелуш, перед премьерой фильма Вы вспомнили свой первый приезд в Москву, в 1957 году, благодаря которому решили стать режиссёром. Как это произошло?

- Я оказался на съемочной площадке фильма Михаила Калатозова "Летят журавли", увидел своего коллегу оператора – Сергея Урусевского, прекрасную Татьяну Самойлову, великого Михаила Калатозова, и понял, что тоже хочу снимать кино. Я приехал в Москву в качестве репортёра и оператора, чтобы сделать репортаж.

- На какую тему был ваш репортаж?

- Я снимал серию репортажей о том, как живут в России люди. До этого я сделал документальный фильм об Америке, и фильм о вашей стране снимал с той целью, чтобы сравнить две супердержавы. Сейчас, вспоминая те работы, ловлю себя на мысли: "Если в СССР 50 лет назад было все запрещено, а в США все было разрешено, то сейчас страны поменялись местами – у вас все можно, тогда как в Америке все больше и больше запретов". Мысль, которую я проследил в двух картинах – что Россия и США все время находятся в противодействии, в оппозиции друг к другу, и тем самым удерживают мировое равновесие. Еще в 1957 году я знал, что есть мировой баланс, и основная задача по поддержанию этого баланса лежит на плечах двух стран – России и Америки. Поэтому всегда с большим интересом наблюдал за всем происходящим как в вашей стране, так и в США. Мне хочется дожить до такого момента – когда будет ясно – кто же перевесит?

- Главный герой Вашего фильма – фотограф. Точнее, лучший в мире фотограф. Ради своего дела он жертвовал всем, в частности, семьей. Много ли общего между фотографом и режиссером?

- Что касается взаимосвязи между профессиями фотографа и режиссера, то между ними нельзя ставить знак равенства, но при этом они принадлежат к одной семьей. Не секрет, что кино "выросло" из фотографии. Более того, кино – это набор быстро сменяющихся кадров. Преимущество фотографии в том, что ей не требуется монтаж, и звезда фотографии становится звездой сразу, и временная перспектива ей не важна. Я начинал тоже фотографом и уверен, что фотограф при желании может стать режиссером.

- Не хотелось ли Вам снять Татьяну Самойлову в своем фильме? Известно ли Вам о том, что Татьяна Евгеньевна умерла в день своего 80-летия?

- Как я уже говорил, с Таней я познакомился на съемках фильма "Летят журавли", когда она была совсем юная. Нам довелось пообщаться, и, разумеется, я бы мог в неё влюбиться. Таня всегда мне нравилась и как актриса, и как женщина, и я знаю, что дважды она была в Каннах, на кинофестивалях, но тогда я не успел с ней встретиться. Смерть Тани меня крайне огорчила, потому что всегда тяжело терять человека, который для тебя очень много значит. Татьяна была для меня путеводной звездой, которая привела меня в мир кино. Тот факт, что она умерла в свое 80-летие, говорит об исключительности ее судьбы.

- Герой Джонни Холлидея совершает самоубийство, не желая ждать, когда неизбежная смерть заберет его. На Ваш взгляд, этот поступок – проявление его силы или слабости? Все же самоубийство – грех. Хотя этот герой, как утверждают его дочери, и так "мерзавец"?

- На мой взгляд, самоубийство Жака – проявление его храбрости. Он идет на этот шаг, зная, что он приведет к объединению его семьи, которая была разрозненна. В смерти есть много преимуществ. Иногда смерть сильнее выявляет, или, говоря языком фотографии, "проявляет" талант человека. Так происходило со многими звездами, среди которых Джеймс Дин, Мэрилин Монро, которые сознательно шли на свою смерть, и знали – почему они это делают. Мэрилин Монро, принимая решение о самоубийстве, догадывалась о том, что если она уйдет сейчас, то для всех она останется молодой, красивой и непобедимой. Другой вариант – постареть, сыграть вереницу плохих ролей, еще раз обжечься в любви, - ее не устраивал. На мой взгляд, Монро сделала правильный выбор. Кстати, она была весьма неглупой женщиной. То же самое могло бы произойти и с Джеймсом Дином, если бы он не погиб в 24 год, - стал бы некрасивым, растерял свой талант, и никто бы о нем не вспоминал и не тосковал? На мой взгляд, смерть важна также как важна жизнь, и в смерти еще одно преимущество – все завистники умирают с вами в тот же день, и уже ничего не могут вам сделать. Тогда как те, кто вас любят, начинают любить еще больше, и об этом – моя картина "Мы тебя любим, мерзавец!".

- В своем фильме Вы возвращаете главного героя на Кубу, где он сделал свой первый звездный фоторепортаж – с Фиделем Кастро. Возможно, у Вас с Кубой связано нечто памятное, дорогое, как с Москвой?

- Я был на Кубе, но гораздо позже того периода, о котором вспоминает главный герой фильма. Эпоху прихода к власти Фиделя Кастро, к сожалению, не застал. Зато я был на войне в Алжире, и снимал её как фотограф. Кстати, между Кубой и Россией есть много общего, только жизнь на Острове Свободы гораздо более простая, чем жизнь русского человека. Хотя жизнь вообще – довольна простая штука, только хитрецы ее делают невыносимо сложной.

- О простоте жизни писал Лев Толстой. Он искал эту простоту, где только мог. Кто из классиков Вам ближе: Толстой или Достоевский? Кто самый любимый из всех писателей мира?

- Самый любимый - Виктор Гюго. Он тоже любил все самое просто, и проповедовал простые вещи. Счастье дается нам бесплатно, а за то, что приходится платить – это все так называемый "люкс". Каждый из нас может обратиться к природе, которая тоже очень простая, и она ничего не потребует взамен за счастье, проведенное с ней. Тогда как "люкс" требует больших сил и средств, и зачем на него их тратить – мне непонятно? Что касается моего предпочтения: Толстой или Достоевский, то я его отдаю Толстому, хотя хорошо отношусь и к Достоевскому. Толстой яснее и тверже говорил о том, что надо стремиться к простоте, и всячески избегать хитрецов и подлецов, которые все усложняют. Жаль, что людям сложно поверить в простоту, ибо им кажется, что за простой кроется нечто малоценное? Но если каждый поймет, что надо любить простую жизнь, и самому быть максимально простым (в хорошем смысле), то жить станет гораздо легче. Для этого понимания очень важна скромность, которая позволяет радоваться жизни и ценит все простое. Лично я обрел веру в простоту только в старости, что вполне объяснимо – в молодости хотелось всего и сразу, и поэтому гонялся за новыми впечатлениями. К сожалению, чтобы это понять пришлось потратить всю жизнь.

- В фильме "Мы тебя любим, мерзавец" представлены четыре типа женщин – как по возрасту, так и темпераменту – Зима, Весна, Лето и Осень. Фотограф Джонни Холлидей своих четырёх дочерей назвал именами времен года. Какой ваш любимый женский тип? Говорят, что у русских женщин тип весна-лето, тогда как у француженок – зима-осень?

- Женщины олицетворяют времена года, и лучшей метафоры не придумать. В молодости я влюблялся в юных женщин, и тогда это было время весны. С годами встречал женщин, которые символизировали другие времена года. Сейчас люблю все сезоны женщин, и в каждом из них нахожу что-то привлекательное. Каждая женщина может быть красива в любой сезон своей жизни. Особенно обожаю тех женщин, которые обожают зиму своей жизни, и не отказывают принять это суровое время. Напротив, те женщины, которые претендуют на весну, хотя уже давно вышли из возраста весны, симпатий во мне не вызывают. Почему? Да, потому что я люблю правду, и очень ценю, когда и мужчины, и женщины относятся к себе правдиво. Что касается образа по времени года француженки и россиянки, то здесь у меня нет конкретного представления. На мой взгляд, женщины принадлежат только одной стране – "стране женщин", тогда как мужчины могут быть из разных галактик.

- Главный герой в фильме "Мы тебя любим, мерзавец" - из породы хищников. Точнее, он – орел, и это подчеркивает настоящий орел, который присутствует с героем с первого кадра и до последнего? Почему орел? Возможно, вы тоже ассоциируете себя с этой гордой птицей?

- Мне всегда нравились орлы, потому что они высоко летают, все видят, и есть в них нечто похожее и на фотографов, как герой Джонни Холлидея, так и на операторов, и что важно – орлы выражают равновесие или ту самую "золотую середину", о которой мечтает главный герой. Я тоже всю жизнь искал "золотую середину". Мне кажется, что в этой картине я нашёл это заветное место. Думаю, что именно поэтому это будет последняя моя картина. Да, 44-по счёту, и последняя: "Мы любим тебя, мерзавец".

- Но ведь птицы, особенно орлы никогда не прекращают свой полёт. Французский поэт Жак Превер сказал: "Птицы дают пример перелётов порханья и пения птиц – пример ладности птиц – пример храбрости птиц – мудрости птиц".

- Пожалуй, если выбирать, каким животным мне стать, я бы хотел стать птицей. Тогда я бы мог видеть, что хочу видеть, и высоко летать. Замечу, что у птиц есть все, чтобы быть идеальными шпионами – то есть все возможности для наблюдения. А что касается орла, то он уникален еще и тем, что никто никогда не знает – в каком он настроении, сердится или радуется. Орел – этакий жандарм природы, который все и всех контролирует.

- Расскажите, пожалуйста, об орле, который снимается в вашем фильме?

- Орел – дрессированный. Но поскольку он из породы хищников, то дольше всех репетировал свою роль – жил в доме, где должны были проходить съемки, шесть месяц, чтобы привыкнуть к местности, новой обстановке. Кстати, я больше люблю работать с актерами-хищниками, чем с покорным, послушными. Джонни Холлидей – тоже хищник. И Эдди Митчелл – хищник.

- А Сандрин Боннэр, Ирэн Жакоб, Фанни Ардан, с которой вы работали в фильме "Железнодорожный роман"?

- Как я уже говорил, они –жительницы особой страны – "женщин". Сандрин, Ирэн и Фанни живут "не по лжи", относятся к себе беспощадно, и кроме красоты и таланта, обладают стремлением – найти истину.

- Почему вы решили снять продолжение своей знаменитой картины "Мужчина и женщина" - "Мужчина и женщина 20 лет спустя"?

- Чтобы восхититься "зимой" Анук Эме и вспомнить, в перерывах между съемками, войну в Алжире с Жаном-Луи Трентиньяном. К ним я испытываю особую нежность. Хотя всех артистов, музыкантов, художников считают "избранниками Бога", которые приходят в этот мир для того, чтобы сделать его более простым, красивым и понятным.

- По каким критериям вы выбираете актрис на роли? Точность вашего выбора никогда не вызывала сомнений даже у самых привередливых критиков?

- Критерий всегда один: как мужчина выбирает себе жену. Вы разве не знаете, что я – многожёнец?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Особый случай: 3 легендарных фильма Клода Лелуша

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.