Александра Пахмутова: Что наши песни, даже Чайковский не звучит нигде!
В рамках празднования юбилея состоятся концерты, старт которым был дан в Большом зале Филармонии в Петербурге. Концерт «Песня, ставшая судьбой» состоял из двух отделений - в первом Государственный академический симфонический оркестр исполнял новые сочинения Пахмутовой, а также произведения, ранее не звучавшие в Северной столице, а во втором - зрители смогли насладиться игрой на рояле Александры Николаевны в сопровождении оркестра, и услышать самые знаменитые песни прошлых лет: «Мелодия», «Как молоды мы были», «Нежность».
Накануне этого концерта Александра Николаевна встретилась с журналистами, чтобы поговорить о новых проектах, о том, как хорошей музыке пробиться на телевидение и… о Чемпионате мира по футболу!
- Александра Николаевна, будут ли на концерте в Петербурге премьеры?
- Да, будут сочинения, которые в Петербурге исполняются впервые – тот же «Монолог Петра» прозвучит первый раз. Хотя, по большей части, в программе будут использованы известные песни, которые любимы публикой.
Петербургский оркестр просто великолепный, я получила удовольствие от работы с ним, а уж как звучат «Веселые смычки» с оркестром – не передать словами.
Посмотрим, надеюсь, что премьеры еще будут, да и к концу года я напишу несколько новых песен. У меня ведь много задумок, заготовок, но пока не хочется об этом говорить. Жизнь такая, что настроишь планов, а потом они срываются.
- В Интернете есть информация о том, что Вы написали песню к нынешнему Чемпионату мира по футболу…
- Мы сотрудничаем с хоровой академией имени Виктора Попова, где великолепный хор. Недавно вместе с ними записали песню, поет детский хор, который в нужный момент кричал: «Г-о-о-о-л», а солистами выступили Скляр, Маршал и Гоман.
К разговору подключается Николай Добронравов:
- Мы надеемся, что эта песня скоро прозвучит. Возможно, это будет не сейчас, а на первенстве мира, которое пройдет в нашей стране в 2018 году. Сейчас стало очень трудно выпустить песню на тв, на радио.
Александра Пахмутова:
- Если вы хотите что-то узнать о футболе, то спросите Николая Николаевича, он настоящий болельщик, который в этом разбирается с самого детства. Представляете, он мог спорить по поводу футбола не с кем-нибудь, а с самим Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, который, между прочим, имел особую квалификацию и мог судить международные матчи.
Я, кстати, очень расстроилась, когда узнала об этой истории с фанатами «Зенита» - как можно устраивать подобное в таком городе, как Петербург? Не понимаю.
- Вы сказали, что сейчас очень трудно с песнями на радио, телевидении…
- Я понимаю, когда есть острая тема, например, по поводу Украины, но зачастую в ток-шоу говорят ни о чем, а хорошей музыки на телевидении стало очень мало.
Помню, ушла из жизни Людмила Зыкина, было много телевизионных передач, правда, мало кто вспомнил о том, какой она была великой артисткой, а всех интересовало лишь одно - «куда делись бриллианты Зыкиной?» Если такой человек ушел из жизни, какая разница, гвозди у нее там были или бриллианты? Многие забыли о том, что Людмилу Зыкину знал весь мир, она однажды целую ночь разговаривала с группой «Битлз», с которой подружилась, звала их приехать к нам с концертами, но политики лучше знают, кому выступать, а кому нет.
- Это законы современного телевидения…
- Для нас телевидение – это канал «Культура», потому что по остальным показывают сериалы и редко-редко хорошие передачи. Сейчас же самой большой популярностью пользуются программы, где гримеры делают одного артиста, похожим на другого – разве это интересно? В мире нет второй такой страны по творческому богатству, как наша, но современное поколение об этом не знает, потому что никто не говорит об этом.
Да что мы говорим о наших песнях, если Чайковский не звучит нигде! Раньше, когда кто-то скажет «О, это «Танец маленьких лебедей», то над человеком могли и посмеяться: «А что ты еще знаешь кроме Танца?», потому что это было смешно, любой ребенок знал, кто написал «Лебединое озеро».
- Как думаете, Ваши песни популярны у нынешней молодежи?
- По счастью наши песни исполняет молодежь Большого театра, а эти молодые люди участвуют и в «Евгении Онегине», и в «Кармен». Тем не менее, у них есть интерес и к нашим песням.
То, что мы пишем, постоянно поют и в хоровой академии. У них удивительная атмосфера, там же занимаются разные дети – есть и из неблагополучных семей, но там такая сплоченная и дружная семья, что писать для них – очень приятно. Когда мы репетируем наши песни, то не многие взрослые могут выдержать такого напряжения – кто-то устал, кто-то хочет кушать, кому-то надо домой, а дети поют до конца.
Николай Добронравов:
- Недавно мы написали детскую песню «Наш букварь» для праздника «Кирилла и Мефодия» на Красной площади. А в прошлом году в Москве поставили мюзикл «Волшебный Новый год».
- Мюзикл очень красивый, там великолепные декорации, но сейчас его закрыли, потому что денег нет, - добавляет Александра Николаевна. – Надеемся, что когда-нибудь его возобновят.