Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Модерн и театр: три художественных мира Льва Бакста

Развлечения

В начале XX века Лев (или Леон) Бакст был одним из интереснейших живописцев, крупнейших журнальных графиков (журналы "Mиp искусства", "Золотое руно" и "Аполлон") и успешнейших театральных декораторов. Он много сотрудничал с Сергеем Дягилевым, оформляя его выездные "Русские сезоны" и другие художественно-театральные проекты.

Работы Бакста в стиле "модерн" стремились передать "дух эпохи", распространённое тогда тревожное ожидание Миллениума, которое витало в воздухе. Художественное осмысление этих образов получало у Бакста мистическое и загадочное звучание. Большое внимание художник уделял истории древних эпох, особенно архаической Греции и Востоку. Словно обращаясь к символическому праязыку, Бакст тонко передавал связь времён – в стилизации театральных костюмов, полных фантастических и экзотических элементов, в красочном оформлении театральных зрелищ.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить основные направления деятельности талантливого художника.

ЖУРНАЛЬНАЯ ГРАФИКА

Урождённый Лев Самойлович Розенберг, сын небогатого еврейского учёного-талмудиста, появился на свет 27 января 1866 года в Гродно. После окончания гимназии юноша поступил в петербургскую Академию Художеств, где проучился с 1883 по 1887 год, во время учёбы подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 году состоялась его первая выставка, которую он провёл под псевдонимом Бакст, что было укороченным вариантом фамилии его бабушки (Бакстер). Выставка была успешной, и в начале 1890-х годов молодой художник провёл выставку в Обществе акварелистов. В 1893 году Лев Бакст отправился учиться в Париж, часто посещая Петербург.

В середине 90-х, молодой художник примкнул к кружку писателей и художников, сформировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Позднее этот кружок перерос в небезызвестный "Мир Искусства", начавший выпускать свой журнал в 1898 году. Лев Бакст, год назад вернувшийся с парижской учёбы, возглавил художественный отдел. Именно он придумал марку журнала, на обложке которого был изображён орел. Это символизировало возвышенность "Мира искусства" над всем другим. Среди мотивов, которые Бакст чаще всего использовал в своей журнальной графике, - античные вазы, гирлянды, сосуды с орнаментами, фавны, сатирессы, завитки и орнаменты в стиле рококо.

Благодаря своей графике в "Мире Искусства", Бакст впервые стал широко известен. Его легкие и изящные, словно элегантное кружево, рисунки, точно и гармонично сочетающиеся с текстом, невероятно ценились современниками. Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов "Золотое руно", " Аполлон", во время революции 1905 года – в журналах "Жупел", "Адская почта", "Сатирикон".

Автопортрет (1893) Автопортрет (1893) / Фото: wikipedia.org

ЖИВОПИСЬ

Кроме того, что Бакст был известен как тонкий график, он создавал прекрасные живописные работы и очень любил написание портретов – Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906), Сергея Дягилева с няней (1906).

Модерн и театр: три художественных мира Льва Бакста Фото: Nasledie-rus.ru

Портрет Зинаиды Гиппиус (1906)

В таких работах, как "В кафе" и "Ужин", художник передал неповторимый образ женщины стиля "модерн" - околдовывающей, загадочной, влекущей. Об одной из самых знаменитых бакстовских картин, "Ужине", Розанов писал: "Стильная декадентка конца века, чёрно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины".

Модерн и театр: три художественных мира Льва Бакста Фото: wikipedia.org

"Ужин" (1902)

Признанием его мастерства является также тот факт, что именно Бакста выбрали преподавателем живописи детям великого князя Владимира, а в 1902 году Николай II получил ему заказ на Встречу русских моряков в Париже. Также Бакст принимал активное участие в российских и мировых выставках – на "Первой выставке российских и финских художников", на выставках "Мира Искусства", на выставке "Secession" в Мюнхене, на выставках Артели русских художников, и многих других. Бакст не только писал картины, но и оформлял экспозиции выставок, создавал неповторимые, утонченные интерьеры будуаров.

В 1903 году художник сочетался браком с дочерью мецената и основателя знаменитой галереи Павла Михайловича Третьякова, Любовью Гриценко, ради чего перешёл в лютеранство.

В 1908 году Бакст создал самую известную и сильную свою картину - "Древний ужас", изображающую гибель некой античной цивилизации в природном катаклизме. Мрачное символическое полотно, изображающее образ неминуемого конца, стало последней работой художника в масле, после которой он практически не работал с картинами, только в 1920-е годы, создав несколько декоративных панно в США и Великобритании.

Модерн и театр: три художественных мира Льва Бакста Фото: wikipedia.org

Лев Бакст "Древний Ужас" (1908)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ГРАФИКА

Все "мирискусники" страстно любили театр и Бакст не был исключением. Свою работу в театре он начал ещё в 1900 году, создав эскизы декораций и костюмов к спектаклю "Сердце маркизы", а затем к спектаклю "Фея кукол". Его привлекала и античная тематика, которую он использовал в работе над спектаклями "Ипполит" и "Эдип в Колоне".

Однажды Дягилев попросил своего приятеля оформить помещения, арендованные им для своей антрепризы, и Бакст стилизовал интерьеры, обратив в первую очередь внимание на цветовое решение, сочетание оттенков и тонов. Впечатлённый Дягилев впоследствии точно знал, кому поручить оформление своих "Русских сезонов".

В 1907 году Бакст отправился в Париж, чтобы работать над декорациями дягилевских спектаклей. Почти всё время он жил в городе на Сене, создавая удивительный мир "Русских сезонов". В период 1909-1914 годов Бакст, в целом, оформил около двенадцати спектаклей Дягилева. Как вспоминали современники, "в своё время Париж был подлинно пьян Бакстом" – оформленными им балетами и спектаклями: "Клеопатра" (1909); "Жар-птица" (1910); "Шахерезада" (1910); "Нарцисс" (1911); "Дафнис и Хлоя" (1912), Разноцветные костюмы героев создавали неповторимый колорит шумевших на всю Европу спектаклей.

Модерн и театр: три художественных мира Льва Бакста Фото: wikipedia.org

Эскиз к балету Игоря Стравинского "Жар-птица"

В 1910 году Бакст развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму. Живя в Европе и работая в лучших театрах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Брюсселя, Рима, он периодически посещал Петербург, давая лекции в школе Званцевой. Среди его учеников был будущий знаменитый художник Марк Шагал.

В 1918 году Лев Бакст разорвал сотрудничество с Дягилевым и "Русскими сезонами", в 1924 году 58-летний мастер скончался в Париже от отёка лёгких.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.