Ветеран авиации Жорж Шишкин: Вертолет МИ-8 мог упасть из-за того, что пилот неправильно оценил погодные условия
При крушении вертолета 11 человек смогли выбраться и самостоятельно доплыли до берега. Сейчас их жизням ничего не угрожает. Судьба еще пяти пассажиров до сегодняшней ночи была не известна. Позже сотрудники МЧС сообщили о том, что извлекли тела пяти человек – они не успели выпрыгнуть из винтокрылой машины.
В настоящее время члены экипажа активно работают со следствием. По предварительным данным, причиной авиакатастрофы мог стать отказ двигателя. Официальную причину назовут только тогда, когда будут изучены "черные ящики" и завершатся следственные действия.
Своим компетентным мнением о том, что могло стать причиной крушения вертолета МИ-8 над Охотским морем, с читателями «Вечерней Москвы» поделился заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, специалист по подготовке летного состава Жорж Шишкин.
- Сейчас в различных источниках в качестве одной из основных версий трагедии звучит – отказ одного из двигателей. Однако МИ-8 в любой модификации способен летать на одном двигателе. Он может зайти со снижением и сесть с одним двигателем и даже при выключенных двух двигателях на авторотации, - говорит Шишкин.
По его мнению, в ситуацию могли вмешаться неблагоприятные погодные условия.
- Я подозреваю, что в виду сложных условий, низкой облачности, большой влажности, тумана, могло произойти обледенение лопастей (хотя там и предусмотрена защита), и обледенение двигателей, - предполагает эксперт. - Эти двигатели очень боятся обледенения. Эта проблема сопровождает эту серию вертолетов всю их историю. Если не вовремя заметить это обледенение или попасть в область сильной влажности, на определенном этапе они начинают задыхаться и самовыключаться. Причем, одновременно. Летчику, может быть, не хватило нескольких минут дотянуть до берега – из облаков он вышел, но внизу тоже было не тепло, около нуля.
Иными словами, не исключается вероятность того, что авария могла стать следствием ошибки пилота, который неправильно оценил погодные условия.
Сочетание неправильного расчета своих возможностей с банальным разгильдяйством и вовсе сводит шансы выжить как экипажу, так и пилотам к нулю. Это привело к трагедии над Истринским водохранилищем 2 августа, когда в условиях идеальной видимости, исправности техники вертолет и самолет «нашли» друг друга в небе. Погибли 9 человек, двое из них - дети. Причины пока точно не установлены, но эксперты выявили ряд вопиющих пренебрежений международными правилами полетов. А буквально на днях еще одно ЧП едва не обернулось трагедией. В Красноярском крае нетрезвый пилот совершил несанкционированный вылет с аэродрома.
По словам Жоржа Шишкина, Система подготовки и требования ко всем пилотам одинаковые. Летчики проходят ежегодную профессиональную подготовку (курсы повышения квалификацию), ежеквартальные тренировки на тренажерах, ежедневный предполетный осмотр, медосвидетельствование.
- На вертолетах дело обстоит лучше, чем на самолетах – в этой сфере задействовано больше организаций, этой техники больше, и летают пилоты вертолетов гораздо чаще, нежели те же пилоты региональной авиации.
Не только уровень подготовки влияет на стабильность работы пилота и безопасность, но и внутреннее состояние того, кто за штурвалом.
- В советское время существовало такое понятие как организация летной работы, - говорит Олег Смирнов, заслуженный летчик СССР, член комиссии при Росавиации и Ространснадзоре. - Руководство «обволакивало» вниманием пилотов, в определенном смысле контролировало его поведение, следило за микроклиматом в коллективе. Знали кто выспался, а кому нужно передохнуть. К тому же, летчики были - отборный человеческий материал, прошедший строжайший медицинский отбор и многие проверки.
О ТОМ, КАК ПРОХОДИЛА СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Извольский, представитель Росавиации:
– Причины крушения вертолета будет устанавливать комиссия. Уже найдены черные ящики. И, собственно говоря, параметрические самописцы и другие необходимые данные будут расшифрованы. Будет опрошен командир воздушного судна, другие члены экипажа. Так заявка по выполнению этого маршрута у них была. Они вылетели из населенного пункта Полины Осипенко в бухту Онгачан. То есть разрешение у них было на этот полет. Все знали, кто летит и куда летит. Поисково-спасательные мероприятия начались вовремя, потому что в назначенное пилот вертолета не вышел на связь. Экипаж должен был выйти на связь после выполнения посадки (полный текст интервью...).
Вадим Базыкин, вертолетчик, заслуженный пилот России:
- 16 пассажиров - вполне нормальная нагрузка для вертолета Ми-8. Максимальное число пассажиров - 28, но обычно стараются сажать человек по 20, так что перегруза не было. Мы пока не знаем подробностей происшествия. У пилота в таких случаях есть всего несколько секунд для принятия решения. Если случился отказ гидросистемы, то нужно было приводняться. Но командир экипажа мог опасаться, что вертолет неуправляемый, упадет на левый бок, в этом случае перекроется выход для пассажиров. Если случились другие отказы, нужно было приводняться.
ЗАЧЕМ ТУРИСТЫ ЕДУТ НА ШАНТАРСКИЕ ОСТРОВА
Известно, что пассажирами вертолета были туристы, которые направлялись к одному из красивейших мест Земли – Шантарскому архипелагу.
«Вечерняя Москва» выяснила, чем так привлекают туристов Шантары и какие маршруты предлагают путешественникам (далее...).