Как в СССР учились дистанционно без интернета
В пятницу, 20 марта, в столице на карантин закроются государственные общеобразовательные школы, спортшколы и учреждения дополнительного образования. Вузы и школы переходят на дистанционное обучение. Такие меры приняли для профилактики распространения коронавируса в Москве.
С 21 марта по 12 апреля организовать обучение помогут электронные ресурсы — на многих интернет-порталах сегодня можно пользоваться учебными материалами, а общаться с преподавателями — через телефонную и видеосвязь. Многие столичные школьники сегодня обучаются с помощью Московской электронной школы (МЭШ), с которой хорошо знакомы и учителя, и родители, и учащиеся.
Вопреки расхожему мнению, дистанционное образование — это не нововведение, которое стало популярным с развитием технологий. Удаленное обучение появилось в России и в Москве еще в начале ХХ века. В СССР заочную форму высшего образования официально ввели в 1938 году — советские заочники могли выезжать на место обучения всего дважды в год. Такую возможность давали студентам, которые уже трудоустроены и потому не могут учиться очно. Основой заочной формы обучения стали самостоятельное изучение литературы и проверка усвоенного материала.
— Заочное обучение было, по сути, только частично дистанционным. Все экзамены проводились очно, сдать сессию удаленно не представлялось возможным. Студентам заочных отделений по закону был положен отпуск для участия в экзаменах и подготовки к ним, — говорит профессор МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов.
По его словам, в Советском Союзе дистанционное обучение шло, можно сказать, по переписке: студенты получали письменные задания на определенный период, а затем высылали их на проверку преподавателям. Интернета, понятное дело, в ту эпоху еще не было, поэтому работы присылали по почте. Причем практически все — от лабораторных до дипломных.
В 1960-х в СССР действовали 11 заочных университетов, кроме них, были еще и вузы с заочными факультетами и отделения. Такая форма обучения привлекала многих не слишком высокими требованиями к студентам.
Конечно, заочников не бросали на произвол судьбы, заставляя учиться только самостоятельно. Им объясняли, из каких учебников черпать знания, и при необходимости студенты могли связаться с преподавателями.
— Это была не слишком эффективная система обучения, но она тем не менее позволяла людям получать высшее образование. Разумеется, качество обучения было ниже, чем на очных отделениях, ведь такой интерактивной связи, как сейчас, еще не создали. Но если у человека хватало мотивации к учебе, то заочная форма вполне позволяла получить приличные знания и хорошее образование, — добавляет профессор.
Последние два десятка лет дистанционная форма обучения становится все более популярной и востребованной. Особенно сейчас, когда большинство образовательных учреждений закрываются на карантин и переходят на удаленное обучение.
Многие студенты, которые сейчас обучаются на очной форме, такой мере профилактики только рады — учиться легче и приятнее, можно подстроиться под свой ритм. Да и выспаться можно, ведь не нужно вставать рано утром, чтобы доехать до института.
— Мы, как и почти все студенты, сейчас учимся удаленно, получаем задания от преподавателей и делаем тесты. Еще выполняем «ситуационки» — задачи, в которых нужно подробно разобрать конкретный клинический случай, — рассказывает студентка фармацевтического факультета МГМУ имени Сеченова Юлия Пирогова.
По ее словам, каждая кафедра университета решает сама, какие задания нужно дать дистанционно, но при этом все студенты выполняют тестовые модули.
— Кто-то из преподавателей просит прислать ответы онлайн, а кто-то проводит конференцию по видеосвязи, — делится Юлия.
Однако полностью перейти на дистанционный формат сложно — все-таки обучение медицине вряд ли можно себе представить без практических занятий.
Столичные школы, переходя на удаленное обучение, также проводят уроки онлайн — как на МЭШ, так и на других онлайн-платформах.
— Часть школьников, которые уже сейчас остались дома по желанию родителей, получают учебные материалы онлайн, выполняют задания, а учителя выставляют им оценки. В свою очередь учителям, которым пока трудно подключиться к онлайн-ресурсам, специалисты в школе оказывают поддержку, — говорит заместитель директора школы № 15 Юлия Назарова.
В четверг, 19 марта, Министерство просвещения России опубликовало список онлайн-ресурсов, рекомендованных для дистанционного обучения в школах. Среди них — всероссийский образовательный проект «Урок цифры», по которому ребята могут изучать программирование и цифровую экономику.
— Проект позволяет не выходя из дома знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования, — сообщили в пресс-службе Минпросвещения.
Читайте также: «На пороге глобального перехода»: эксперты оценили готовность России к удаленке