Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Заслуженный учитель РФ рассказал о плюсах домашнего обучения

Общество
Заслуженный учитель РФ рассказал о плюсах домашнего обучения
Фото: pixabay.com

Английскую школьницу временно перевели на домашнее обучение из-за того, что комплекция девочки не позволяла ей носить стандартную школьную форму. «Вечерняя Москва» решила выяснить, в каких случаях ребенка в отечественной школе могут перевести на такой вид образования и чем это чревато для ученика. Об этом рассказал историк, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, кандидат психологических наук, победитель конкурса «Учитель года» в Москве 2004 года Александр Снегуров.

— В наших школах перевод на домашнее обучение производится только по согласованию родителей, администрации и самих детей. Это не карательная форма. Более того, я скажу, что все больше детей по собственной воле переходят на такой формат. Основная причина — состояние здоровья человека или большая загруженность, например, в спортивных секциях. К примеру, у меня была ученица, очень хорошая девочка, которая с начальной школы занималась горными лыжами и водно-моторным спортом. Причем это был очень серьезный уровень с международными сборами, выступлениями, достижениями. Она редко появлялась в школе, но на домашнюю форму не переходила. Совмещать было очень сложно.

— Другие причины для перехода бывают?

— Перевод ребенка в другую школу из-за плохого поведения, особенностей характера или «неправильной» комплекции происходит очень редко. Я о таком даже не слышал. Это может произойти, когда ученик просто тотально мешает ведению уроков, учебно-воспитательному процессу, когда родители возмущаются, а администрация их поддерживает. Тогда такое решение принимается, но с большим скрипом, потому что по всем школам идет установка: обучайте всех, используйте педагогический инструментарий, опыт, обращайтесь к коллегам, психологам, как угодно. Только чтобы никакой конфликт за пределы вашего класса не выходил. Еще одна проблема в том, что сейчас идет тренд на обучение детей с особенностями в обычных школах, чтобы они адаптировались. А получается иначе. Иногда такого ребенка принимают, а иногда он оказывается в центре оскорблений и насмешек. К тому же, многие классы в школах перегружены: в Москве в одном кабинете могут сидеть 35 учеников, в регионах в некоторых школах дети занимаются в столовых, в коридорах, на улицах. И представьте, что будет, если в такой балаган поместить особенного ребенка.

— Часто бывает так, что дети сами просятся на домашнюю форму обучения? Например, из-за травли или из-за недовольства учебным процессом?

— Разумеется. Часто хорошие дети просят их перевести, потому что они просто не могут обучаться из-за не совсем адекватных одноклассников. Они забирают все внимание педагогов, мучают детей, разрушают атмосферу образовательного процесса, и способный ребенок оказывается вынужден учиться дома. Самый банальный пример. Мой сын-восьмиклассник хорошо успевает, закончил музыкальную школу, ходит в спортивную и просит перевести его на домашнее обучение. Причем не из-за успеваемости, а из-за атмосферы в классе. Его сверстники сквернословят, курят, опаздывают, намеренно срывают уроки. Педагог просто не в состоянии обеспечить нормальную ситуацию для учебно-воспитательного процесса.

— Вы как смотрите на эту просьбу? Согласитесь?

— Пока мы пытаемся убедить его, что надо еще немного потерпеть, немного поучиться, потому что как это? В восьмом классе оставить школу? Но, на самом деле, внутренне у меня уже формируется согласие с этим запросом, так как вреда от посещения школы получается больше, чем пользы. Ребенок невротизируется, ему навязываются чуждые ценности, которым он пока не может противостоять.

— Какие минусы и плюсы видите в домашнем обучении?

— Признаться, я вижу больше положительных сторон, чем отрицательных. Конечно, всех сразу настораживает проблема социализации. Но сейчас возможностей для нее предостаточно. Можно ходить в секции, клубы, кружки. Все это в достатке предлагает городская инфраструктура — сколько у нас занятий при музеях, везде какие-то студии — пожалуйста. А сколько школ «Юных…»? Я, конечно, утрирую, но, теоретически, с таким количеством образовательных программ можно вообще не ходить в школу, а отдать предпочтение лектору, который профессионально, грамотно и понятно прочитает свой предмет.

Для тех, кто не хочет ходить в секции, сегодня доступна социализация через соцсети. Это феномен нашего времени. Если ребенок ограничен в общении по определенным причинам — психологическим, физическим, интровертен в принципе, общение через Интернет — отличный выход. Он будет общаться так же, как общался бы в школе, только круг людей сформирует сам. Кстати, не надо думать, что, находясь на домашнем обучении, школьник сидит и ничего не делает, проводя время только за компьютером. Он так же занимается, выполняет задания, сдает их по расписанию педагогам, есть даже онлайн-уроки, консультации. Так что от школы он не отрывается, только от каждодневной рутины и невротизации.

— В чем причина популяризации такой формы получения образования?

— Кроме уже названного, в снижении квалификации многих педагогов. Если встретится два–три действительно профессиональных учителя — это уже большая удача, которая воспринимается одновременно и с грустью. Совет для родителей, дети которых должны пойти в школу: смотрите не на учебное заведение, а на конкретного человека, с которым будет взаимодействовать школьник. Еще одна причина в том, что растет армия репетиторов. Люди скорее пригласят человека, в квалификации которого они уверены, чем будут ходить и ругаться с администрацией школы из-за того, что отняли сильного педагога и поставили слабого. Такая канитель малопродуктивна, а обращение к репетиторам часто оказывается намного проще.

Вспоминая о школьнице из Англии, эксперт также отметил, что такую ситуацию едва ли можно назвать комичной — звучит, может, и забавно, но какой стресс испытал ребенок, которому запретили ходить в школу из-за фигуры? Да и так ли она нужна, эта школьная форма.

Читайте также: «ВКонтакте» организует в МФТИ научную лабораторию искусственного интеллекта

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.