Валерий Золотухин: Моя жена благодарна Ирине Линдт за то, что она не терроризирует ее звонками
Сюжет:
Валерий Золотухин- Валерий Сергеевич, скажите, как ваши женщины относятся к непростой семейной ситуации?
- У меня есть законная жена, с которой я зарегистрирован, а есть любимая женщина, подарившая мне ребенка, но я не могу назвать ее женой. Ира достаточно умна и поэтому не досаждает мне разговорами о разводе с Тамарой и совместном проживании, а Тамарочка у меня женщина мудрая и скандалов не закатывает. Мне кажется, это происходит на уровне интуиции, ведь, как известно, женщины склонны прислушиваться к сердцу.
- Вы неплохо устроились!
- Да, я живу как султан. Я всегда говорю, что при православной государственности у меня наметился мусульманский вектор.
- И что, никто из ваших женщин не пытается вас присвоить?
- Исключено. С Тамарой мы прожили уже 35 лет и она дорога мне по многим причинам. Я понимаю, что ей больно свыкаться с таким положением дел, но она приняла наши правила игры, за что ей большое спасибо.
- Вам удается оставаться мужчиной сразу нескольких женщин. Более того, каждая из них посчитала честью родить вам ребенка.
- Я правильный мужчина двух женщин. Заявлять, что я пример для подражания, я не могу! Есть много женщин, которые хотят родить от любимого человека. Но есть условности, семья или условия, препятствующие этому. Есть мужчины, которые тоже хотят ребенка от любимой женщины, но не хотят разрушать свои семьи. Возникает дилемма. В моем случае, заслуга не моя, а моих женщин. Одна сказала: я люблю и рожу и это вовсе не условие, чтобы ты уходил из семьи. Это она заявила еще до того, как она забеременела. Когда моя жена Тамара узнала об этом, тоже поняла ситуацию. Она знала, что я не покину семью никогда и это незыблемо. Я благодарен Ирине, что она родила и не требовала от меня каких-то жертв. Я вижу Ваню каждый день и забочусь о нем. Мы с Ирой работаем в одном театре, ребенок защищен, он вписан в мой паспорт как Иван Золотухин. Тамара даже попросила у меня фотографию Вани и повесила ее рядом с нашим Сережей.
- Как вы выстраиваете свои отношения с вашими женщинами?
- Это очень деликатная тема, где есть свои подводные камни. Между мной и Тамарой есть взаимопонимание и взаимоуважение. И они непростые. Конечно, есть боль, и у той, и у другой женщины. Я не верю, что это так просто. Когда я ухожу от Ваньки и Ира говорит ему, что папа придет завтра, это какая-то половинчатость семейных отношений. Женщина ведь изначально собственница и она никогда не желает делиться своим мужчиной с кем-то. Другое дело, как это видится со стороны, как на это смотрит церковь и т д. Между нами разница в 33 года, безусловно, кто-то осуждает нашу связь с Ирой..
- Подобная связь считается грехом?
- Конечно! По православным канонам. Но я думаю, что если это зиждется на любви и заботе, то думаю, что Господь простит этот грех.
- А Тамара дружит с Ирой?
- Нет и это можно понять. Она с ней знакома и видела ее в театре. Тамара благодарна Ире, которая в отличие от предыдущих героинь моих романов, не терроризирует ее звонками.
- Ира не бывает у вас в гостях?
- Нет и это не нужно. Что касается Вани, Тамара общается с ним. Просит показать ей Ваню - "он ведь наш".
- А вы не допускаете мысль, что когда-нибудь Ира выйдет замуж и воспитанием вашего Ванечки займется совершенно посторонний мужчина?
- Теоретически я это допускаю, учитывая нашу с Ирой разницу в возрасте. Я благодарен Лене Филатову, (когда я ушел от Нины Шацкой, Денису было 10 лет), который стал для него прекрасным отцом. Он приучил его читать серьезные книги, воспитывал в нем мужские качества. Но здесь была другая ситуация, ведь с Леней мы были друзьями.
- Но, как правило, когда женщина уходит к другу, мужская дружба дает трещину?
- Я вообще о романе Лени с Ниной не знал до тех пор, пока они не стали жить вместе. Леня пришел в дом после того, как из него ушел я. Может быть, роман у них и был до нашего расставания, но я не знал об этом. Ведь, как у Чернышевского, муж, как народ, все узнает последним. И вообще, Нинку я ревновал к Ваньке Бортнику. Видимо так должно было случиться. Наверное, мы с Ниной "отработали" свою любовь. Я уже любил Тамару и наш роман длился 4 года. У них с мужем был ребенок. Я увез ее из Ленинграда. Она была беременна от меня, но муж все равно отговаривал ее уходить. Говорил, что я не люблю ее и чтобы она рожала, но не уходила от него.
- Что ж вы такое делаете с женщинами, что они не задумываясь, бросают мужей и мчатся в ваши объятия?
- Любовь, старик, любовь (смеется).
- Будем откровенны. Вы не блещете красотой Алена Делона, но, наверняка, владеете, какими-то другими чарами в обольщении женщин. Какими?
- Это надо спрашивать у женщин. Хотя все было прозаично. Я говорил, что люблю тебя и ты пойдешь со мной. И они шли. В этом деле все очень "специфично и индивидуально". Если рассматривать вопрос с Тамарой, то наши отношения выдержали четырехлетний срок. Это не мало. Это же не хухры-мухры, а серьезная вещь. Тем более, что у Томы росла дочь. Когда мы решили пожениться, мы уже созрели для этого.
- А Нину Щацкую вы тоже увели у кого-то?
- Нина была первой красавицей в институте и в театре тоже. За ней ухлестывали такие бравые парни, что ее подружки извелись завистью к ней. В коммуналке Шацкой каждое утро появлялись белые розы от воздыхателей. И это тогда, когда розы было не достать. А некоторые умудрялись приезжать к ней верхом на белых лошадях. Это 61-62 - е годы. А один из ее поклонников проскакал на одной ноге, чтобы получить поцелуй от Шацкой. Таково было ее условие. Так этот охотник за ее поцелуем пропрыгал аж от ГИТИСа до Пальчикова переулка, а это очень далеко. И добился поцелуя, правда, только в щеку (смеется).
- Вам она таких условий не ставила? Ведь вы-то заполучили всю ее.
- Нет. Единственное, она попросила у меня переписать лекции. Они были у меня с собой, но я соврал и сказал, что они остались в общежитии. Она сказала: "Поехали!". Я сказал: "Поехали!" и добавил: "А целоваться будем?". Она ответила: "Будем". Я был сражен.
- И что, все случилось так, как договаривались?
- Еще бы! За лекции я получил право ее целовать. После этого, она две недели не приходила в институт.
- Стеснялась?
- Нет, губы были изуродованы от моих страстных поцелуев.
- А ваши?
- У меня тоже. Мы ж покусали друг другу губы, целоваться-то толком не умели.. Слава богу, что начались зимние каникулы и было время, чтобы "зализать раны".
- Что-то дешево вы заплатили за поцелуи, всего-то лекции?
- Это любовь. Ведь пробежит искра между людьми и начинается боль по имени Любовь и никому не объяснишь, что же происходит. Человек просто дуреет на глазах.
- А вы обратили на нее внимание как на красивую девушку, которой хочется завладеть или вы питали к ней несколько иные чувства?
- Мы учились с Ниной на одном курсе. Там было несколько претендентов на мое "коронное место". Я был очень примерным студентом и таскал всем декорации на третий этаж. А Нина была шалой девкой, пропускала занятия, ее чуть было даже не отчислили из института. Я был секретарем комсомольской организации отделения музыкальной комедии и всячески пытался ее образумить. Мне конечно же не хотелось, чтобы отчислили объект моего вожделения.
- Сейчас вы поддерживаете отношения с Ниной?
- Нет, мы не общаемся.
- Почему?
- Все прекратилось после всех этих событий в театре, связанные с Филатовым.
- Вы не предпринимали попыток примирения?
- Предпринимал, но безуспешно. Хотя, когда умерла моя первая теща (мать Шацкой), я помогал в организации похорон.
- Валерий Сергеевич, в разное время вашей жизни у вас случилось три больших любви, три женщины, к которым вы испытывали, наверное, разное отношение. Скажите, кто из них оставил наиболее глубокий след в вашем сердце?
- Все и каждая из них оставила особенный след. Знаете, как у Высоцкого: "За что ты любишь... А если знаешь за что, то это уже не любовь". Любовь
кончается, начинается другая любовь, может быть гораздо сильная, чем предыдущая.
- Вы считаете, что у любви есть свой срок?
- Возможно. есть даже какие-то исследования, которые отводят любви жизнь длиною в 7 лет.
- А как же выражение, что "они жили в любви и согласии и умерли в один день"?
- Наверное, есть такая идеальная любовь и наверное надо к ней стремиться. Если о ней пишут, значит она есть. Но у меня была своя любовь, ничуть не хуже той, о которой пишут в книгах.
- А дети ваши от разных жен общаются между собой?
- А как же? Конечно, все они общаются и ходят друг к другу в гости. У меня пример моего отца. Мой отец был женат на матери в третий раз. И он ко второй жене привел дочку от первой жены, с той родил сына и к третьей жене (моей матери) привел дочь и сына. А у моей мамы от первого брака была дочь, а в общем браке нас стало пятеро. И это даже не обсуждалось. Отец был Хозяин. Они жили в деревне. Дети посещали своих матерей, но возвращались в отцовский дом. И не дай бог, если он заметит, что мама давала кому-то больше предпочтений. Мы все были родные и очень любили маму.
- По сути, вы повторили судьбу отца?
- Нет, тут несколько другая ситуация и детей я под одну крышу собрать не могу. Это и не нужно. Тогда ведь свирепствовал голод и отец знал, что у него все дети буду накормлены. Он был партийным работником и жил в принципе не бедно.
- Валерий Сергеевич, вы допускаете, что Ирина в скором времени выйдет замуж и воспитанием вашего сына Ивана займется чужой мужчина?
- Это несколько неэтичный вопрос. Она пока не собирается замуж. Когда я отвечаю на подобные вопросы, Ира всегда одергивает меня: "Валерий Сергеевич, ну зачем? Вот выйду замуж, тогда и станете говорить, а пока не надо".
- Я делал акцент не на судьбе Ирины, а на судьбе маленького Ивана.
- Когда будет, тогда и будет. Дай бог, чтобы он подрос и был здоровым.
- Ну а все же, Валерий Сергеевич, вам ведь не все равно, кто займется воспитанием вашего сына?
- Нет, не все равно. Но на эту тему нельзя слишком много распространяться. Я же не проповедую безотцовщину. Тут каждый решает вопрос сам.
- Ну вы же не станете открещиваться от ответственности в воспитании дитя?
- Тут в большей степени обязанности возлагаются на матерей, понимаете? Я большую часть времени в работе и разъездах по стране и дома бываю редко. Я бы вообще запретил женщинам работать, пусть лучше занимаются семьей и детьми.
- Сколько вы знакомы с Ириной?
- с 1996 года.
- А та самая искра как возникла?
- Сидя в гримерной, я по трансляции слушал репетицию «Братьев Карамазовых». Шла двойная сцена под названием «Катерина Ивановна и Грушенька». Это потрясающая сцена двух женщин. Я вдруг отметил глубокий женский голос и решил поинтересоваться, кому же он принадлежит. Я соскочил с места и побежал наверх посмотреть на исполнительницу роли Грушеньки. Ею оказалась Ирина.
- Ну вы же видели ее и раньше?
- Видел, но вот такую женскую суть обнаружил лишь в ее роли Грушеньки. Это какая-то мощная страсть и опыт женщины.
- И что же произошло после того, как вы узнали в Грушеньке Ирину?
- А дальше дело техники (смеется). Она, конечно, не сразу приняла меня, но я мужчина терпеливый и не торопил события. Что получилось в итоге, вам известно.
- А вам вообще, женщины отказывали?
- Всяко бывало. Я по природе Близнец и всегда иду туда, где успех мне гарантирован. Есть какая-то уверенность и она каким-то образом передается и тому человеку, к которому я направляюсь. Необратимость какая-то. Как у всякого актера есть свои "отмычки", так и у меня, как кавалера, есть свои «заходы».
- А если бы Ирина на момент вашего знакомства была замужем, смогли бы умыкнуть ее у мужа?
- Не думал об этом. Не могу ответить утвердительно. Для каждого возраста есть свои отмычки и свои законы, переступать которые я не могу. Да и она бы не позволила себе ухода, да и у меня есть стоп-тормоз.
- Валерий Сергеевич, есть ли какой-то определенный срок, когда нужно приходить к богу или он неограничен?
- Cрок этот ни кем не определен. Я человек верующий. Я крестился в 40 лет. Крестят ведь младенцев, которые впоследствии могут и не придти к богу, произрастая в атеизме. А может быть и так, что и некрещеный человек становится близок богу. При крещении бог открывает глаза и в душу человеку.
Конечно, чем раньше человек приходит к богу, тем лучше. Я не был никогда ни в какой партии.
- Как?
- Даже когда были проблемы у театра, меня многие агитировали, чтобы я вступил в партию, потому что так Любимову было бы легче сохранить театр.
- А как вы объясняли свой отказ от партии?
- Я говорил, что я верующий. И носил крест. Когда человек живет в неведении, то многого не понимает. Вот я и не знал, что нельзя не носить крест некрещеному человеку. Но я не ортодокс.
- Вас не пугает будущее ваших детей? Ведь сегодня очень сложно уследить за их развитием и пристрастиями, порой очень коварными.
- Пугает. Но поскольку я человек верующий, а верующий человек не может не быть оптимистом, то надеюсь, что все будет нормально. Я хотел бы, чтобы мои дети были добрыми и здоровыми людьми.
- Валерий Сергеевич, вам интересно сегодня жить или вы все же тоскуете по ушедшей эпохе?
- У каждого времени свои прелести. Мне очень интересно, у меня есть семья, работа, дети, маленький Ваня. Он у меня как дополнительный стимул к жизни. Я должен поставить его на ноги и я должен прожить еще лет 30. По этому поводу есть анекдот: спрашивают у мужика, когда ему жилось хорошо: при Сталине, Хрущеве или Брежневе?
- При Сталине.
- Как? При нем ведь сидело полстраны. Свирепстововали голод, нищета...
- Бабы были моложе!
Когда сейчас мое поколение начинает брюзжать на эту жизнь, а вспоминать ту, забывая при этом, что и там было много негатива, я им говорю, что сейчас - самая лучшая пора. Потому что в ней живут наши дети, наше потомство, которое должно найти в ней смысл бытия.
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА
Валерию Золотухину не хватило трех фильмов до золотой сотни...
В 97 картинах за 49 лет снялся народный любимец, актер с лицом «парня из нашего города». Дебютом - и каким! - у Валерия Золотухина в 1965 году стал красноармеец Петька Трофимов из советского фильма Владимира Назарова «Пакет». Лента, снятая по одноименной повести Леонида Пантелеева, рассказывала о том, как во время гражданской войны красноармеец Трофимов получает задание доставить донесение самому Семену Буденному. В пути его ждут немало преград - он попадет в плен к белогвардейцам, но задание в конце концов выполнит. Фильм получил главный приз фестиваля «Злата Прага». И успехом этим был во многом обязан начинающему артисту, сверхорганичному в образе простого сельского парня, взявшего в руки винтовку. (ЕЩЕ О КИНОРАБОТАХ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА)
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА: ОТ ВОДОНОСА ДО КОРОЛЯ
День рождения Валерия Золотухина совпал с одним из самых страшных дней в истории нашей страны – началась Великая отечественная война. Правда, место рождения – Алтай – в какой-то степени защищало от ужасов войны. И первые младенческие годы запомнились будущему актеру не внешними страхами, а крылечком небольшой крестьянской избы, на котором он и проводил свои детские дни. Деться было некуда – мать, уходя в поле, привязывала его за ногу, чтобы с непоседливым ребененком не приключилась беда. К слову, когда его начали свободно отпускать со сверстниками, беда как раз и приключилась – упал, расшиб коленку и оказался на три долгих года (до десяти лет) прикованным к кровати с диагнозом «костный туберкулез». Но прежде, еще на своем крылечке, он узнал первый артистический успех – начал петь, чтобы спастись от страхов и одиночества, а постепенно привлек внимание соседей. К маленькому певцу стали прислушиваться, а потом и благодарить – кто кружкой молока, кто картофелинкой, кто яблочком. Было откуда взяться мыслям об «актерстве»!
Но болезнь, поставившая его на костыли вторглась в эти ребячьи мечты, хотя они и не отступали:
- У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, - позднее вспоминал актер, - я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом. Я же не понимал тогда, что с моей травмой это невозможно, потому, наверное, и добился своего.
И добился! Приехал в Москву и поступил в ГИТИС на отделение оперетты, где от актеров требовалась легкость не только в певческом, но и в танцевальном искусстве. Повезло Валерию Золотухину в том, что один из его педагогов (режиссер театра Моссовета) увидела в нем яркую индивидуальность и стала «сманивать» из оперетты в драму. Настолько удачно, что, окончив ГИТИС, Золотухин оказался в Театре им. Моссовета, где, правда задержался ненадолго – через год ушел в только возникающий под руководством Юрия Любимова Театр на Таганке. Ушел, чтобы остаться в нем до конца.
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВАЛЕРИЯ ЗОЛОТУХИНА
Последнее интервью замечательного артиста, сердце которого остановилось.
Мы публикуем последнее интервью, которое Мастер дал корреспонденту "Вечерней Москвы".
- За последние годы у Вас вышло больше экранных работ, чем театральных, это осознанный выбор?
- Для меня этот вопрос звучит странно. С моей точки зрения, он не соответствует действительности, ведь я почти каждый вечер выхожу на подмостки.
- Я имею в виду появление новых работ.
- Совсем недавно у меня была премьера – «Король умирает», чуть раньше вышел антрепризный спектакль «Все мои сыновья». Так что на нехватку новых ролей не жалуюсь. И потом, театральные работы масштабны. Масштабные спектакли, масштабные роли. А в кинематографе это, скорее, мелькание. Причем не всегда ответственное. Так что я считаю себя театральным актером и никогда не отодвигал театр на второе или третье место. Да и, собственно, кинематографа сейчас практически нет. Для зрителей создается просто видимость, «пена». Поэтому я всех и приглашаю на премьеру «Король умирает» в постановке Кшиштофа Занусси. А в следующем сезоне Андрей Кончаловский обещался поставить со мной еще и «Короля Лира». (полный текст интервью читайте здесь)
СПРАВКА «ВМ»
Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток (Алтайский край).
В 1963 году закончил ГИТИС. Сразу по окончании института был приглашен в Театр имени Моссовета. Но через год перешел на работу в Театр на Таганке, в котором и работает по сей день.
В 1965 году Валерий Золотухин дебютировал в кино, в картине Владимира Назарова «Пакет» по повести Леонида Пантелеева о приключениях красноармейца Трофимова. В последующие годы актер снимался в трилогии «Хозяин тайги» (1969), «Пропажа свидетеля» (1971) и «Предварительное расследование» (1973); а также в фильмах «Бумбараш» (1972), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976).
В 2003 году Золотухин был назначен художественным руководителем Государственного молодёжного театра Алтая.
18 июля 2011 года назначен директором Театра на Таганке со сроком полномочий до 15 октября. Этот срок был определён самим Золотухиным. Одновременно он исполняет обязанности художественного руководителя театра. В октябре 2011 года срок полномочий продлён на год, до 15 октября 2012 года.