Азы воспитания: стремитесь чаще удивлять ребенка
Определить, в чем особенно одарен ребенок, и постараться максимально развить эти способности должна прежде всего школа. Таков новый принцип работы московской системы образования. Согласитесь, утверждение, прямо скажем, отрадное. Особенно для родителей. Но важно ведь не проглядеть склонность к тому или иному поприщу. Как это сделать? На этот вопрос и попытались ответить участники круглого стола, прошедшего в стенах Московского городского педагогического университета.
Вариантов ответа у психологов, директоров школ, представителей Департамента образования и городского методического центра, а также родителей оказалось множество. Так, по мнению заместителя руководителя Экспертно-консультативного совета родительской общественности Любови Самборской, помочь ребенку с раннего детства влюбиться в какое-то дело должны прежде всего родители. Причем иногда стоит искать смежные варианты этой влюбленности. Например, если ребенку уж очень «петь охота», а слуха нет, ему можно предложить поработать над созданием мюзиклов, озвучкой мультфильмов или постановкой театральных спектаклей.
Руководитель городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская предложила поддерживать в столице «максимально открытую творческую среду, где каждый ребенок мог бы выбрать именно то направление, в котором он дальше будет совершенствоваться». По ее мнению, огромное количество кружков и секций, работающих на базе детских садов и школ, как раз и создает эту творческую среду.
Почаще удивлять детей — такой рецепт выявления одаренности предлагает заместитель руководителя городского методического центра Андрей Лукутин. «Чем больше удивлений будет у ребенка, тем выше вероятность, что он чем-то из увиденного серьезно заинтересуется», — отметил Андрей Лукутин.
Директор школы № 829 Наталья Зуева поделилась опытом проведения психологических тестирований учащихся для выявления талантов и способностей. После этого с родителями каждого школьника проводятся консультации, чтобы объяснить, чем их ребенку было бы хорошо заняться. Таким образом, с одной стороны, расширяется спектр услуг дополнительного образования прямо в школе, с другой — появляется возможность спрогнозировать дальнейшее развитие детей.
Свои принципы работы с одаренными учениками сформулировал директор школы № 1468 Илья Бронштейн. По его мнению, во-первых, необходимо постоянно моделировать в сознании ребят ситуации личного успеха. Во-вторых, педагог должен суметь создать такие условия, чтобы ребенок смог проявить свою одаренность. Здесь речь идет о большом количестве самых разных кружков, которые должны быть в учебных заведениях. В-третьих, директор обратил внимание на серьезную проблему коммуникации детей, уже раскрывших свой талант, и тех, кто его еще не проявил.
— На любом соревновании, творческом состязании кто-то побеждает, а кто-то — нет. И тут очень важно объяснять школьникам, что если сейчас смог себя проявить кто-то один, то другому повезет в следующий раз. Только в этом случае нам удастся не нанести мощный негативный удар по тем, кто не победил, — такой итог подвел директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. — Я абсолютно уверен, что каждый московский ребенок талантлив. Но надо помнить, что в любом раскрывшемся таланте очень большое место занимает труд и общий психологический настрой личности. Можно быть сколь угодно одаренным. Однако если не развивать талант и не иметь психологической мотивации, ничего не получится.
Словом, рецептов выявления одаренности предложено немало. Но развивать таланты и поддерживать в детях уверенность в них, конечно, должны родители вместе с учителями или наставниками. Вот только где найти такое количество грамотных наставников, вопрос пока открытый.