Этикетки для спичек рисовали лучшие художники
Сюжет:
На все четыре стороныОдин из них — Михаил Ткачев, преподаватель нескольких вузов. Его интересуют вещи из обихода москвичей трех поколений — до революции, сразу после и эпохи застоя, то есть с конца XIX века по 1970-е годы прошлого века. Правда, сам Михаил коллекционером себя не считает:
— Я скорее собиратель. У меня много вещей: мебель, картины, граммофоны. Есть и спички.
В России до революции не было единых стандартов на производство спичек, и каждая фабрика могла выпускать уникальные вещи. Например, красные спички со специальной пропиткой Фабрики Щербакова из города Царевоcанчурска, выпущенные в 1900 году. Они на ветру не гаснут.
— Спички были подакцизным товаром, каждый коробок был заклеен акцизной бандеролью, — рассказывает Ткачев. — В коробке должно быть не более 75 штук спичек: налог начислялся поштучно. «Продажа и покупка спичек без бандероля запрещена» — так написано на упаковке.
После революции производство было национализировано, изменилась и упаковка — на коробке появилась агитация. Пропагандистские миниатюры и рекламные плакаты рисовали лучшие художники СССР. Этикетки призывали покупать или использовать те или иные продукты, разводить кроликов, вкладывать деньги в сберкассу.