Руководитель хора Николай Азаров — откровенно о верности традициям
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ конце апреля известный Академический хор русской песни радио «Орфей» отметит свое 80-летие. «Вечерняя Москва» пообщалась с художественным руководителем и главным дирижером коллектива Николаем Азаровым.
— Николай, как хор будет праздновать 80-летие?
— Телерадиоцентр «Орфей» отмечает в этом году юбилей сразу трех коллективов, входящих в его состав. Концертов, привязанных к этому событию, будет три: 29 апреля — в Театре эстрады, 4 ноября — в Концертном зале имени Чайковского и 16 ноября — в Филармонии-2. Все они будут посвящены юбилею.
— Какие перспективы развития вы видите для хорового искусства в нашей стране?
— Перспектив я вижу немного. По разным причинам. Прежде всего потому, что сложно восстановить то, что особо не поддерживалось с начала 1990-х и, по большому счету, по сей день. Но профессиональное хоровое искусство старательно держится. В Москве, в Санкт-Петербурге и в других регионах все еще есть хоровые коллективы мирового уровня.
— На ваш взгляд, зачем вообще поддерживать хоровое пение?
— Когда руководство страны говорит о национальной культуре, о корнях, о скрепах, самое время вспомнить о хоровом искусстве. Так как вся музыкальная культура, которая существует на территории нашей страны, выросла из духовной музыки, церковного пения, из народной песни, и существовала она в нашей стране вплоть до XVII–XVIII веков. Без малого 200 лет не было ничего, кроме народной песни. Потом появилась итальянская опера, которая благополучно уже к началу XX века стала русской оперой. Ровно так же, как чуть раньше пришедший к нам из Европы балет стал русским балетом. А еще позже русская музыкальная культура «переварила» то, что пришло с Запада, и сделала это русским.
— А что нужно сделать, чтобы привлечь к хоровой музыке внимание зрителя?
— Популяризировать нужно. Пиарить, как сейчас принято говорить.
— Вместе с хором вы когда-то бывали в США, Европе и Японии, получается, что, несмотря на «тренд» на русофобию, в мире еще есть люди, любящие русскую культуру.
— Перед пандемией мы собирались ехать на гастроли в Германию, везти программу «Русские ночи». Были напечатаны афиши, арендованы залы... Но ковид внес свои коррективы. А потом началась СВО и отмена русской культуры. Так что пока зарубежных поездок у нас не предвидится. Что касается людей, любящих русскую культуру, то их огромное количество. Поэтому, как только ситуация изменится, я не исключаю, что у нас будут зарубежные гастроли. Русская культура, народная песня за границей очень востребованы, и, в конце концов, наше искусство, наше творчество — мягкая сила!
— Вы периодически отправляетесь на передовую, чтобы исполнить песни перед нашими бойцами. Какой репертуар предпочитают там?
— Хор в полном составе — а это 60 человек — на такие выступления ездить не может. Только мобильные группы, и, конечно, никаких афиш и объявлений в интернете. Что касается репертуара, то, как правило, поют наш традиционный материал — русские народные песни, лучшие военные песни. И не только трагические, но и лирические, много позитивных. Принимают их на ура.
— В последнее время появился тренд на новый русский стиль. Возвращается мода на кокошники, длинные платья с росписью. Некоторые исполнители пишут частушки на современный лад. Как вы считаете, с чем это связано?
— Довольно часто это популистские попытки сделать себе карьеру, заработать денег на псевдопатриотизме и псевдорусской культуре. К сожалению, все больше «исполнителей» песен гражданско-патриотического жанра просто спекулируют на теме. Такие «артисты» используют политическое положение, ситуацию в нашей стране и хотят показать себя патриотами перед руководством разного уровня, перед теми людьми, которые действительно хранят и развивают наши национальные традиции.
— Подходят ли к вам бойцы после выступлений, что говорят?
— К артистам подходят. Общаются. Из коротких и сдержанных рассказов моих артистов, побывавших на новых территориях и в госпиталях, знаю, что принимают их с огромной благодарностью, просят сфотографироваться, дать автограф, обняться. И, конечно, такие выступления необходимы. Они очень нужны людям, чтобы продолжать жить.
— Как иностранцы отзываются о вашем русском народном творчестве, получали от них отклик?
— За рубеж — в Германию, Швейцарию, Мексику — я ездил со своим академическим хором — Государственным академическим московским и областным хором (его сейчас уже нет), и откликов было множество. Реакция была восторженная, концерты заканчивались овациями, зал вставал! Мы возили русскую народную музыку, так что эти оценки можно спроецировать на то, что пели бы мы, если бы сейчас были зарубежные гастроли.
— В чем заключается миссия Академического хора русской песни радио «Орфей»?
— Смысл нашей деятельности — сохранение, приумножение, развитие традиционной русской культуры!
ДОСЬЕ
Николай Азаров — выпускник Московского хорового училища имени А. В. Свешникова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. С 1989 года работал в Московском хоровом училище педагогом, затем хормейстером и директором мужского хора. С 2008 года — исполняющий обязанности ректора, затем ректор академии. С 2015 года — художественный руководитель и главный дирижер Академического хора русской песни радио «Орфей».