Актер Юрий Миронцев: Ради хорошей роли готов сбрить бороду
Сюжет:
Эксклюзивы ВМОб актере Юрии Миронцеве можно сказать буквально следующее — ворвался в отечественный кинематограф!. Образ артиста настолько яркий и колоритный, что его невозможно забыть или перепутать, он снялся в таких заметных картинах, как «Угрюм-река», «Хитровка. Знак четырех», «Волшебный участок», «Манюня: Приключения в деревне» и многих других. Юрий известен как поэт, автор песен. Недавно Миронцев с выступлением в концертной программе побывал в Тобольске на фестивале современного и актуального кино «Алафейская гора».
Президентом фестиваля является Сергей Новожилов. Директор фестиваля — продюсер Анастасия Романова. Программный директор — режиссер, сценарист Александра Жукова.
Генеральным партнером фестиваля выступила компания «СИБУР» в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».
— Юрий, вы в Тобольске впервые? Что больше всего запомнилось?
— Я был в Сургуте, Когалыме, а вот в Тобольск благодаря фестивалю попал в первый раз. Мне очень понравился парк Тобол, в котором сегодня активно снимают российское кино, тут проходили съемки картины «Тобол», «По щучьему велению». Увидел внушительные исторические декорации, они меня словно погрузили в прошлое. Особенно почувствовал некое волнение, оказавшись возле Поклонного Креста в честь дружины казакам Ермака. Существует легенда, что Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири, Иван Грозный подарил дорогую кольчугу, и из-за того, что она оказалась тяжелой, он не смог выплыть и утонул в притоке Иртыша. Это легенда, конечно, но для меня место оказалось значимым, так как во мне течет кровь донских казаков, я с большим почтением отношусь к подвигам предков.
Еще меня поразил Софийско-Успенский собор в Тобольске — одна из самых значительных православных святынь Сибири. Сам город тоже понравился. Я — абсолютный, истинный провинциал, хотя давно живу в Москве, но обожаю патриархальные, провинциальные городки, где много старых церквей, где остались еще исторические здания. Мне кажется, что сегодня в нашей стране особенно проснулся интерес к своей историей, к своему роду.
— Вопрос по поводу истории: сериал «Угрюм-река», в котором вы сыграли Ибрагима, вызвал огромный резонанс у зрителей, кто-то не принял новую версию, кто-то был в восторге. А вы сами старый фильм смотрели?
— Да, конечно, смотрел, он мне очень нравится, и книгу «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова тоже читал. Дело в том, что мало кто знает, что экранизация 1968 года — это только часть книги. А вот новый сериал Юрия Мороза — это более полное переложение истории на экран, повествующее о династии Громовых в дореволюционной Сибири. Сериал снимали во Владимирской, Ивановской, Костромской, Свердловской областях, в Белоруссии, Москве и в Подмосковье. Сама «Угрюм-река» в фильме — это речка Каменка в Суздале, на Урале — реки Реж, Исеть и Чусовая, а также Березина в Беларуси.
У Шишкова в книге о реке написано: «… бурное течение и пороги, то река замедляет и успокаивает свой бег, и становится почти неподвижной…».
Ради того чтобы отобразить природное разнообразие, съемочная группа отдельно съездила в Красноярский край в Подкаменную Тунгуску и запечатлела красоты, которые невозможно было бы поместить в одном коротком фильме. То есть в старой версии не хватило бы для этого места, и если внимательно посмотреть новый фильм, то понимаешь, что в нем природа словно действующий персонаж. Я это понял, когда полностью пересмотрел сериал. Был потрясен, какая же красота и как режиссеру Юрию Морозу удалось это показать зрителю.
— А разве в процессе съемок вы этого не ощутили? Ведь снимались в самых разнообразных местах.
— В процессе съемок глубоко не задумывался, так как были большие нагрузки, за семь месяцев похудел на двадцать килограмм. Честно говоря, было не до красот, по сценарию и не по сценарию и тонули, и горели, но Господь отвел. К съемкам был полностью готов, сам езжу верхом, владею разными видами оружия и был очень сосредоточен на работе.
— С режиссером Юрием Морозом как работалось?
— С Юрием Павловичем сразу установился контакт и полное взаимопонимание. Он абсолютный мастер своего дела, истинный профессионал. У режиссера в картине был свой авторский финал, и даже мы актеры не знали, чем закончится сериал, пока он не вышел. Оказалось, что он привязан к тунгусскому метеориту, интересная находка, мне кажется. И, наверное, не зря сериал назвали лучшим фильмом в 2020 году.
Сейчас даже некоторые зрители пишут, что это наша современная классика. Конечно, мечтаю с Юрием Павловичем дальше поработать.
— Вас сразу утвердили? И, если честно, сколько кроме вас было претендентов на эту роль?
— Меня нашли совершенно случайно. Я ехал на примерку костюма для рекламного ролика на «Мосфильм», в автобусе от Киевской вместе со мной ехала Наташа Горина, художник по гриму. Она меня увидела, взяла телефон. Затем меня пригласили на пробы, как раз шел подготовительный период. Пробы отправили Эрнсту, и через полчаса меня утвердили.
«Ибрагима» искали три месяца, и среди северо-кавказских актеров, и закавказских. А тут я, так сказать, подвернулся. Словом, оказался в нужное время в нужном месте.
— Расскажите немного о себе. Кто вы по профессии?
— По специальности я режиссер культурно-массовых мероприятий. На сцене работаю с семи лет. Ставлю мероприятия и концерты, образование позволяет. Пишу сценарии, стихи, песни, исполняю их на сцене и в кино. Первый мой сборник стихов «Донская чаша» выпущен совместно с актрисой Театра на Таганке Полиной Нечитайло после съемок в картине «Гроздья винограда».
Еще я актер озвучивания и дубляжа, четвертый год работаю на радио «Звезда ФМ».
Изначально меня пригласили на радио озвучивать голос Сталина. Кстати, сейчас на радио выходит большой блог о Потсдамской конференции, как готовили, как проходил разговор между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Но также в моем арсенале голоса Ленина, Никулина и других политиков и артистов. Этих голосов несколько десятков.
Периодически езжу с фондом «Артисты за Победу» за «ленточку». Выступаем в госпиталях, в блиндажах, встречаемся с бойцами, врачами. Там же мы в ЛНР, в Стаханове в полутора километрах от линии боевых действий снимали фильм «Ополченочка».
— Нельзя не отметить, что в этом фильме, в котором вы сыграли одну из главных ролей, происходит настоящее погружение в атмосферу воюющего Донбасса. И это очень страшно!
— Фильм основан на реальных событиях, на историях настоящих людей. У моего персонажа два прототипа, с обоими знаком лично. В фильме не показана даже десятая часть того ужаса, который там происходит. Люди живут в таком аду, что вы даже не сможете этого себе представить. Но люди не уезжают из родных мест по разным причинам: кому-то некуда уехать, а кто-то сознательно не хочет уезжать, потому что есть надежда, что все наконец закончится. Страшно, что выросли дети, которые не знают, что такое мирное время. Вам сложно в это поверить, но дети на слух определяют, какой боеприпас, какого калибра, куда и откуда летит. Родители этих детей либо воюют, либо работают, а детишки рядом помогают, и о войне они знают больше, чем многие взрослые. Конечно, в психике останется отпечаток о таком детстве навсегда…
Кстати, в фильме закадровый голос тоже мой.
— Сегодня мы живем в такое время, когда картины о Великой Отечественной войне приобрели совершенно новое звучание. Как думаете, молодежи надо показывать эти фильмы?
— Обязательно. И делать это регулярно и методично. Конечно, стоит учесть, что молодежь не может смотреть большие картины, у них уже выработалось клиповое мышление. Подростки приучены смотреть короткие видео, отсюда рассеянное внимание, плохая концентрация, значит, необходимо создавать исключительно высокопрофессиональные киноработы о войне. И не только ней…
О войне можно показывать не только фильмы, можно читать стихи, давать послушать военные песни — это тоже работает.
— Режиссерам, которым в будущем предстоит снимать картины об СВО, необходимо ли побывать на этой территории или достаточно хорошего сценария?
— Во-первых, это опасно. Во-вторых, не всех туда пустят. А если серьезно, то, конечно, прежде чем снимать, надо повстречаться с бойцами, поговорить с мирным населением, узнать, что они пережили, проникнуться духом.
Многие режиссеры, актеры-фронтовики — Никулин, Юматов, Ростоцкий, Этуш, Басов — знали, о чем снимают и что играют. Огромное значение имели военные консультанты.
Еще до СВО смотришь фильм про армию или войну и видишь «косяк на косяке». И зрители также замечают несоответствие. А все происходит потому, что перестали брать консультантов, вот и полезли ошибки на экран: незнание строевого устава, устава внутренней, караульной службы, незнание, как отдается приказ, как на этот приказ отвечают.
Становится понятно, что ни актеры, ни режиссеры, которые участвуют в военных проектах, в армии не служили. И, честно говоря, это режет глаз и слух, большинство мужчин-зрителей служили в армии, а кто-то даже участвовал в военных действиях. Когда видишь неправду на экране, не хочется смотреть такое кино, и остается негативный осадок.
— Юрий, чем в этом году вы порадуете зрителя?
— В этом году выходит многосерийная историческая драма «Петр I». Я играю боярина Артамона Матвеева, в семье которого выросла маленькая Наталья Кирилловна Нарышкина. Она впоследствии стала мамой Петра Алексеевича. Картину снял потрясающе талантливый режиссер Сергей Гинзбург. Премьера планируется в июне.
— В российском кинематографе за последние годы сделан большой уклон в сторону исторических тем. И это радует, так как меньше становится подражательства американским форматам: разным фэнтези, фантастике.
— Я считаю, что и фэнтези надо снимать, и фантастику, и сказки. Вообще сегодня, на мой взгляд, нам требуется больше красивых детских сюжетов. Вот, например, я снялся в сказках «Последний богатырь» и «Волшебный участок», и, мне кажется, что зрителю именно наши отечественные сказочные истории нравятся больше, чем голливудские. В «Волшебном участке» я играл Главного Лешего, у меня было по три часа пластического грима, могу с гордостью сказать, что у нас мастера что надо! Можем не хуже, чем в Голливуде сделать и сказочного персонажа, и декорацию, и костюм. И если это талантливо — пусть будет фэнтези.
А русских народных сказок превеликое множество, поле для творчества беспредельно. Было бы интересно, чтобы одни и те же персонажи «гуляли» по разным сказкам и чтобы сказки были поучительные, философские и обязательно музыкальные.
— В апреле вы празднуете день рождения. Что хотите пожелать себе?
— Для себя пожелаю, наконец, сыграть Бабу-Ягу или ведьму. И вообще ради хорошей роли готов сбрить бороду!