Эксперт — об археологических фейках: «Мумию» сделали из тела девушки, умершей в 1996 году
Сюжет:
Эксклюзивы ВМСотрудники экспедиции Государственного исторического музея обнаружили в Дагестане орудия, изготовленные более 1,9 миллиона лет назад. Вроде не сенсация, но каждое из найденных изделий отправилось на экспертизу. Слишком часто подделывают археологические находки. Кто и для чего этим занимается, рассказал «Вечерней Москве» член комиссии РАН по борьбе со лженаукой Александр Соколов. член комиссии РАН по борьбе со лженаукой Александр Соколов.
Основатель научно-популярного портала «Антропогенез.ру», глава оргкомитета просветительского форума «Ученые против мифов» Александр Соколов разоблачением научных фальсификаций занимается давно. А об археологических фейках он готов говорить часами, недаром именно этой теме посвящены его самые популярные лекции.
— Александр, недавно в Адыгее археологи нашли амфору IV века до нашей эры из древнегреческого города Менда. Можно ли сразу определить, что это не фейк?
— Иногда подделку можно определить прямо на месте: видно, что она неграмотно сделана. А иногда нужна экспертиза с использованием непростых методов. Все зависит от того, насколько качественно выполнен фейк.
Фальсификации существовали даже в древности. Например, в Риме могли подделывать греческие статуи, которые уже тогда считались антиквариатом. В Древнем Египте подделывали мумии.
А в Европе XIX века, в период увлечения Древним Египтом, подделывали разные исторические артефакты. Нередко для этого могли использовать часть каких-то древних изделий или материалов: брали, например, настоящую древнюю мумию и укладывали ее в поддельный саркофаг. Или делали мумии из костей средневековых людей. В 2018 году большой ажиотаж вызвала находка трехпалых мумий в Перу. На этой почве появилось предположение, что мумии принадлежат инопланетянам.
Мы этой темой прицельно занимались, даже фильм-расследование сняли. Оказалось, что эти «гуманоиды» тоже подделки, но подделки, сделанные из древних костей, украденных из разграбленных перуанских погребений. И это многих в свое время сбило с толку. Бывают более простые случаи: иногда мумию могут взять из одного погребения, надеть на нее корону из другого, а ожерелье — из третьего для того, чтобы подороже продать.
Массовое производство палеонтологических и археологических подделок порой разворачивалось в тех местах, где проходил слух о том, что исследователи ищут определенные камни или кости, за которые могут хорошо заплатить. Местные работяги сразу начинали подделывать необходимое. Так, в XIX веке археологам приносили много подделок орудий каменного века.
— А какие экспертные методы сегодня наиболее популярны для установления подлинности архео логических находок?
— В наше время появилось много способов исследования, которые сильно усложнили жизнь фальсификаторам. Так, датировать изделия можно радиоуглеродным методом. Он годится для органики: тканей, дерева, костей. Была история, когда в 2000 году в Пакистане обнаружили так называемую персидскую принцессу — якобы мумию дочери персидского царя Ксеркса I. Мумию контрабандисты пытались продать за миллионы долларов. Продавцов задержали, а «принцесса» попала в руки полиции. Она была в саване и золотой короне, с золотой табличкой с клинописной надписью на груди. «Принцесса» лежала в деревянном саркофаге. То есть сделано все было на совесть. Появление мумии практически сразу вызвало шумиху. Персидская мумия — такого еще не находили! Археологи провели радиоуглеродный анализ мумии. И вскрылись ужасающие вещи. Оказалось, что «мумию» сделали из тела девушки, умершей в районе 1996 года! Были и другие признаки фальсификации, например, имя на табличке написано с ошибкой, саван сшит изо льна фабричного изготовления, а на деревянном саркофаге видны следы графитового карандаша... В общем, подозрений было много. Но именно радиоуглеродный анализ поставил окончательную точку в этом деле.
Если речь идет о человеческих останках, то установить происхождение некоторых костей может генетический анализ. А исследование поверхности изделия под микроскопом помогает установить методы, которыми обрабатывался артефакт.
Так, в руки коллекционеров в XX веке попало несколько хрустальных черепов, которые выдавали за древние изделия майя. Об этих черепах есть даже фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Когда один из этих черепов изучили под микроскопом, то выяснилось, что он обрабатывался с помощью быстро вращающегося абразивного диска. Эти диски появились только в XIX веке. А сам хрусталь происходит вовсе не из Мезоамерики. Установить это помог анализ вкраплений хлорида железа.
— В ГМИИ имени А. С. Пушкина после изучения древних мумий специалистами Курчатовского института выяснилось, что одна из мумий вовсе не жрец, как считалось раньше, а женщина. Видимо, мумию в какой-то момент подменили… Много ли таких подделок может сегодня храниться в музеях?
— Допускаю, что такие экспонаты вполне могут существовать. Есть, например, археологический музей золота, расположенный в столице Перу, Лиме. Это очень известный музей! Его экспозиция даже в России демонстрировалась в 1990-е годы. Там собраны тысячи индейских изделий, выполненных из драгоценных металлов.
Когда создатель этой коллекции, перуанский меценат Мигель Мухика Гальо, умер, ученые провели экспертизу драгоценностей. И она показала, что более 80 процентов этих изделий — подделка! Экспонаты были изготовлены с помощью переплавки разных золотых предметов. При этом, несмотря на скандалы, музей функционирует до сих пор и хорошо зарабатывает на интересе туристов…
Действительно, когда с помощью новых методов начинают изучать старые музейные коллекции, то могут всплыть неожиданные вещи. В том же ГМИИ имени А. С. Пушкина был случай, когда анализ показал, что экспонат представляет собой не совсем то, что предполагалось изначально. Так, мумия ребенка лежала в глиняном гробу. Ребенок действительно древний, ему может быть 5000 лет, а гроб изготовили в конце XIX века. Хотя бывает, что несоответствие «формы и содержания» вызвано банальными человеческими ошибками. В некоторых музеях, даже в крупных городах, подпись на этикетке не всегда соответствует экспонату, это не подделка, а просто путаница.
— А замечания сотрудникам музеев в таких случаях делаете?
— Пару раз я об этом сообщал, но не уверен, что к моим словам отнеслись серьезно. Помню, я был в археологическом музее в одной из стран СНГ и наткнулся там на бюст, который был подписан как «неандерталец». А на самом деле это был бюст Пилтдаунского человека — одной из самых знаменитых подделок в истории археологии! Учитывая, что подделку разоблачили еще в середине XX века, я вообще не представлял, что где-то в музее этот бюст может стоять до сих пор. Сегодня он интересен скорее как исторический курьез.
Кстати, история с Пилтдаунским человеком — это тот самый пример, когда введение в практику новых методов исследований вывело на новый уровень развития археологию и антропологию и позволило ученым разбираться с подобными подделками. Пока этих методов еще не существовало, такие фальшивки были возможны.
— А существовали ли примеры археологических подделок в отечественной истории?
— Да, например, тиара Сайтаферна в конце XIX века. Это золотая тиара, которая, согласно надписи, принадлежала скифскому царю Сайтаферну (III век до нашей эры). Торговцы антиквариатом продали ее в Лувр в 1896 году. Она была очень хорошо сделана. Но, несмотря на это, вскоре выяснилось, что она была изготовлена одесским ювелиром Израилем Рухомовским по заказу торговцев антиквариатом в 1895 году. Братья Шепсель и Лейба Гохман занимались торговлей поддельными произведениями античного искусства, снабжая экспонатами многие русские и европейские музеи. Причем, когда эксперты усомнились в том, что такая качественная работа могла быть создана руками неизвестного одесского ювелира, возмущенный Рухомовский лично приехал и повторил один из фрагментов тиары в присутствии свидетелей и недоверчивых экспертов.
— Были ли фальсификации, которые оказали влияние на исторические явления?
— Конечно. Вот тот же Питлдаунский человек серьезно подпортил репутацию палеоантропологии. Различные антинаучно настроенные силы до сих пор вспоминают эту нашумевшую историю, мол, вы приняли подделку за сенсацию! А среди российских националистов и неоязычников и сегодня популярен такой фейковый исторический документ, как «Велесова книга».
Этот источник доказывает, что якобы на самом деле на Руси до христианства была своя письменность. Этот миф очень приятен сердцу националиста, вероятно, именно этим объясняется ее востребованность даже после разоблачения фальсификации.
Есть и другие подделки, которые вошли в массовую культуру. Это упомянутые мною хрустальные черепа или «древние» перуанские камни Ики с выгравированными на них изображениями динозавров и летающих тарелок. Якобы они доказывают, что к нам прилетали инопланетяне, а индейцы ездили на динозаврах… Этих камней у коллекционеров набралось огромное количество. Судя по всему, это было хорошо налаженное производство для туристов.
— К слову о туристах. Я слышала, что во многих курортных местах есть фальшивые достопримечательности, куда тоже водят экскурсии…
— В Египте есть оригинальные гробницы, а есть официальные копии настоящих памятников. Так, в Долине Царей расположена знаменитая гробница Тутанхамона. Билет в нее стоит довольно дорого, зато рядом есть «экономвариант» — копия гробницы Тутанхамона, где цена билета гораздо более доступная. И внутри этой копии нет видимых отличий от оригинальной гробницы, за исключением одного нюанса: в копии гробницы нет мумии фараона, а в настоящей — есть. Но в этом случае посетителя честно предупреждают, что это копия и у него есть выбор, за что платить. Оригинальные достопримечательности нужны далеко не всем. Другое дело, когда людей обманывают специально — прорубают проход в скале, делают фальшивую гробницу, завозят туда дешевые подделки древних статуэток и утвари, присыпают пылью, а потом говорят: «Я по секрету могу показать найденную гробницу, где можно купить понравившиеся предметы». Туристов туда отвозят, показывают и за баснословные деньги эти сувениры им продают.
А в Турции есть вообще замечательная достопримечательность. В горах обнаружили геологическую структуру, напоминающую по форме большую лодку. Нашлись энтузиасты, которые заявили, что это Ноев ковчег! Давно понятно, что это никакой не Ноев ковчег, тем более там рядом есть похожие «структуры». Но турки построили там туристический центр и успешно возят туда экскурсантов.
— В одной из книг вы рассказывали случай, когда двое археологов-любителей проникли в пирамиду Хеопса и соскребли часть картуша фараона «для определения его истинного возраста». Дошло до судебного разбирательства. В то же время американскому блогеру Мистеру Бисту за внушительную сумму разрешили снять видео в египетских пирамидах — он стал первым, кому это удалось. Как вы относитесь к таким методам популяризации науки?
— Ну блогер же не занимался там вандализмом: ничего не скреб, не ломал, не воровал. Видимо, он заплатил за это большие деньги, может себе это позволить, а многие ученые — нет. Поэтому возможно, что кому-то из ученых может быть обидно. Зато после появления этого видео интерес к пирамидам резко подскочил, поэтому для популяризации это хорошо. Я общаюсь с учеными-египтологами и не заметил у них негатива по поводу этого случая.
— Известны ли вам находки, которые долгое время считались подделками, а потом выяснилась их подлинность?
— Например, пещера Альтамира, знаменитая рисунками бизонов, сделанными в каменном веке. Эти изображения в конце XIX века открыл испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Бизоны были настолько хороши, что ученые обвинили археолога в том, что он их сфальсифицировал. Специалисты утверждали, что древний человек не мог создать таких произведений искусства. Критиковали все: техники, цвета, сюжеты. Саутуола очень сильно переживал из-за недоверия. Он умер с клеймом обманщика. А потом выяснилось, что изображения на самом деле подлинные. Поэтому извиняться представителям ученого сообщества пришлось перед уже наследниками Саутуолы.
Другой случай произошел с находкой нидерландского антрополога Эжена Дюбуа. Он обнаружил останки питекантропа на острове Ява: бедренную кость, черепную крышку и зубы. После чего заявил, что это предок человека. И поскольку до этого подобных находок не делали, то сочетание примитивного черепа с бедренной костью, характерной для прямоходящего человека, казалась несуразным. Тогда многие члены экспертного сообщества заявили, что это останки разных существ — бедренный сустав от человека, а череп от обезьяны. Дюбуа сильно раскритиковали и в течение ряда лет многие отказывались признавать это открытие. Уже потом, когда начали попадаться и другие аналогичные находки, ученые поняли, что антрополог был прав.
Такие истории случаются и в XXI веке. К революционным и неожиданным находкам научное сообщество может относиться с недоверием. Иногда излишний скепсис вредит, но, с другой стороны, если бы ученые доверчиво принимали любые сенсации, что стало бы с наукой?
ДОСЬЕ
Александр Соколов — популяризатор науки, основатель и главный редактор научно-просветительского портала «Антропогенез.ру», посвященного проблеме происхождения человека. Глава оргкомитета научно-просветительских форумов «Ученые против мифов» и антипремии «Почетный академик ВРАЛ». Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Дважды финалист премии «Просветитель» (2015, 2020), лауреат Беляевской премии (2016). Участник пяти археологических экспедиций.
Между тем, ученые почти ежедневно продолжают делать исторические открытия. Так, в конце марта итальянские и шотландские ученые объявили о «революционном» открытии, сделанном с помощью радиолокационной технологии SAR, которая обнаружила крупный скрытый город под пирамидами Гизы.