Не только редька с гречкой: чем кормят в трапезной при храме Христа Спасителя
Сюжет:
Эксклюзивы ВММиновала середина Великого поста. Корреспондент «Вечерней Москвы» отправился в трапезную при храме Христа Спасителя, чтобы посмотреть, чем там во время поста потчуют людей.
...Брожу по территории храма Христа Спасителя. Указатели приводят к массивной деревянной двери. Охранник, ответственно подойдя к изучению содержимого моего рюкзака, показывает, как пройти в трапезную. Она в целом напоминает обычную столовую: такая же очередь на раздаче, те же подносы со столовыми приборами, готовые порции салатов. Горячие блюда раздает повар. Ожидающие своей очереди могут изучить меню. Рядом со многими «позициями» в нем написано «ПОСТ». Да, в трапезной храма Христа Спасителя не все меню постное. Впрочем, и не все посетители здесь верующие.
В центре зала расставлены массивные, внушающие почтение деревянные столы. Хлипкие столики московских кафе на их фоне кажутся смешными картонными пародиями... Музыку здесь никто не включает. Так что собеседника можно услышать, не напрягаясь. А поговорить есть с кем, даже если пришли в одиночку. Людей много, и за одним столом могут сидеть несколько незнакомцев.
Я подсел к барышне, которая представилась Еленой Мельниковой. Она к своему обеду подошла максимально экономично: взяла только суп, а пустоту на подносе заполнила принесенными из дома орехами, сухофруктами и печеньем. Я же «заказал» салат с морковью и апельсинами — очень уж интересным показалось сочетание. Почти все в очереди просили картофельное пюре, самое ходовое блюдо. Мне посоветовали постный плов с грибами. Отказываться не стал. Заплатил за все 420 рублей. Перед началом трапезы немного поболтали с Еленой. По ее словам, без молитвы и посещения служб поститься просто невозможно.
— Когда впервые начинала, меня хватило только на три дня, — улыбается собеседница. — Сорвалась и ела исключительно мясное. Но начала регулярно ходить в храм, и придерживаться поста стало легче. Если человек воцерковлен, посещает службы, понимает, что и зачем делает, тогда дается такая благодать, такое укрепление, что перед тобой могут есть все что угодно, а ты просто этого не хочешь. Господь ради нас претерпел страдания, и мы должны в благодарность ему пойти на такую маленькую жертву. Некоторые сокращение продуктов в рационе компенсируют разнообразием рецептов. Елена признается, что от такой стратегии давно отказалась.
— Со временем наступает момент, когда тебе уже не хочется каких-то изысков. У меня не так много времени, чтобы постоянно готовить. Я делаю это раз в неделю. Часть замораживаю, часть стоит в холодильнике. Так что в течение недели ем практически одно и то же. Не барствую. Обычно готовлю супы-пюре — тыквенный, морковный. Утром делаю кашу на воде.
Елена трапезные посещает нечасто.
— После службы нет смысла ехать домой, потому что сегодня в храме в пять часов будет пассия (богослужение Великого поста, во время которого читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Христа). В церковь хожу каждую неделю, с детства так повелось, но по-настоящему воцерковленной стала здесь, в Москве. Огромное количество святынь дает какую-то силу. В столице столько замечательных храмов, монастырей! Чувствуешь вдохновение и радость.
Во время беседы я подумал, что такой суровый пост на одном и том же пресном супе всю неделю для меня — чересчур серьезное испытание. Зато в трапезные ходить и исследовать постное меню мог бы хоть круглый год. Плов оказался таким вкусным, что я захотел добавки. Салат тоже хороший, но все-таки странноватый: к сочетанию апельсина и моркови надо привыкнуть.
На выходе из трапезной подкараулил несколько посетительниц, чтобы спросить, тяжело ли пост дается им как хозяйкам.

— Любой суп, который вы любите, можно готовить без мяса, — поделилась Наталья Колмакова. — Хоть борщ, хоть рассольник или гороховый. В борщ, например, просто надо добавить больше помидоров. В принципе проблемы в том, чтобы постные блюда готовить, нет. Сложно, когда в семье кто-то постится, а кто-то нет. Получается, что всем надо готовить разные блюда. При этом запретное манит хозяйку ароматами.
К беседе подключился еще один посетитель трапезной — иерей Сергий (Шитиков) из Томской епархии. Он отметил, что пост для всех верующих разный.
— У каждого своя мера поста. Шахтер постится посвоему, студент, кормящая мать, пенсионер — посвоему. Эта мера определяется индивидуально, с духовником. Хотя, конечно, опытный христианин не обязательно каждый год этот вопрос должен задавать. Но если человек в прошлом году постился, а в этом заболел, он может узнать у приходского священника, как изменить рацион. А вообще, хотелось бы добавить, что пищевой пост не первостепенный. Куда важнее пост глаз, ушей, рук, ног. Когда наступает время поста, у человека освобождается время для духовных трудов. Мы часто размениваемся на суету, мелочи, и пост нам помогает отойти от этого, освободить время, скажем, для давно не прочитанной книги, для чтения священного писания, молитв.
Павел Сюткин, писатель, историк кухни:
— Постными может быть не только редька с гречкой. И пытливый русский ум за многие века выработал для этого времени такие блюда, есть которые приятно не только с духовной точки зрения. В изданной в 1892 году книге «История Казанской духовной академии» ее автор Петр Знаменский рассказывал о разнообразном питании учащихся: «Постные состояли из рыбы разного рода и разного приготовления, картофеля, грибов, круп. Третье блюдо — пирожное или каши. В нем было большое разнообразие: пирожки делались с изюмом или другими ягодами, с яблоками, вареньем. Кроме них подавались левашники (пирожки с протертыми ягодами), пшенники, блины, вафли».
Из популярных раньше в пост блюд можно назвать кундюмы — вариант старинных пельменей, которые могли быть с грибами, гречкой, рыбой. Их не отваривали, а запекали в печи до золотистой корочки. А дальше можно было залить их бульоном (грибным или рыбным). Другое блюдо — тельное — из рыбы. Рыбный фарш (а до этого битое в ступке филе) смешивали со специями, луком и жарили в растительном масле. В XVII веке этим «котлеткам» придавали форму зайцев, рыбок, поросят. В общем постных блюд было немало. Другое дело, что восприятие поста сегодня не может быть тем же, что и в XVI столетии. Если пост для вас — вариант диеты, не скрывайте этого. Скажите честно: да, располнела я как-то с Нового года, посижу-ка на овощах. Глядишь, к лету в купальник влезу. На практике с постом мы наблюдаем яркий пример «общественно одобряемого поведения». На людях все любят щи, гречку с грибами и неистово постятся. А «для себя» предпочитают пойти в хинкальную или пиццерию.
Кафе-трапезная
- Кропоткинская Колымажный пер., 8/4, стр. 1 при церкви Антипы на Колымажном дворе
Здесь можно полноценно позавтракать булгуром с ягодами, сладкими булочками.
Кофейня «Перезвон»
- Новокузнецкая ул. Пятницкая, 4/2, стр. 9 при церкви Иоанна Предтечи
Имеет собственный дворик, занимает бывшую колокольню. В меню — авторские кофейные напитки, тыквенный рулет с маком, улитки с карамелью и пеканом, скандинавские булочки с корицей.
Трапезная
- Пролетарская Крестьянская пл., 10 при Новоспасском мужском монастыре
Одна из самых красивых трапезных Москвы. Пообедать можно за яркоголубыми деревянными столами в палатах с панорамными окнами.
Кофейня
- Чеховская ул. Петровка, 28 при Высоко-Петровском мужском монастыре
Здесь можно перекусить свежей выпечкой и попробовать заморский латте. По соседству работает классическая трапезная с расписными потолками и деревянными скамьями.
Столовая «Несвятые святые»
- Тургеневская ул. Б. Лубянка, 17 на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря
Расположена в подвальном помещении. Славится своей выпечкой. В частности, пирожками — с картошкой, морковкой, чечевицей, яблоком и изюмом.
Великий пост — это один из самых значимых периодов в православной традиции, время, когда верующие готовятся к празднованию Пасхи. Это не только время ограничения в пище, но и глубокого духовного очищения, покаяния и умиротворения. «Вечерняя Москва» узнала у священника Николая Савченко, что нужно успеть сделать во время Великого поста, а каких развлечений и дел необходимо избегать.