Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Возможно ли опознать человека по костным останкам и черепу? Полицейский с Петровки

Возможно ли опознать человека по костным останкам и черепу? Полицейский с Петровки

Необычные портреты Ленина

Необычные портреты Ленина

Успех после 40

Успех после 40

Канье Уэст в Москве

Канье Уэст в Москве

Чайные

Чайные

Печи

Печи

Есть ли возможность обмануть полиграф? Полицейский с Петровки

Есть ли возможность обмануть полиграф? Полицейский с Петровки

Соль

Соль

Тренд на русский маникюр

Тренд на русский маникюр

Аквариумные рыбки

Аквариумные рыбки

Коллекционеры возвращают картины художников на Родину

Общество
Эксперт Софья Резцова изучает под микроскопом эскиз картины Михаила Нестерова «Христос у Марфы и Марии»
Эксперт Софья Резцова изучает под микроскопом эскиз картины Михаила Нестерова «Христос у Марфы и Марии» / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина отмечает свое 10-летие. Эксперты подчеркивают, что картины русских авторов активно возвращаются на Родину.

Художественная экспертиза картин — дело очень интересное, требующее серьезной искусствоведческой и технической базы. Небольшие, но уютные помещения центра завалены каталогами картин и заставлены оборудованием. Есть здесь даже специальный рентгеновский аппарат для просвечивания полотен. Правда, заходить в обшитую свинцом комнату просто из праздного любопытства не стоит. Зато спокойно можно наслаждаться картинами, висящими на стенах. Сейчас здесь расположились полотна художников Исаака Левитана, Михаила Нестерова и Николая Фешина. Все они были недавно приобретены коллекционерами за границей и наконец возвращены на историческую родину. Но подлинники ли это? С таким вопросом коллекционеры и обращаются в центр художественной экспертизы.

Процедура обычно занимает две недели. За этот срок специалисты успевают провести большую работу. На первом этапе проводится изучение истории картины: поднимаются архивы, каталоги старых выставок и прочие материалы. Все это нужно, чтобы узнать, была ли вообще написана такая картина. Если она выставлялась раньше, то обязательно будет описана в каталоге работ художника. Иногда приходится пойти еще дальше и изучать письма и дневники художника. Порой и вовсе заранее неизвестно, чья это работа. Нет ни подписи, ни исторической справки. Тогда-то и начинается следующий этап — изучение самой картины.

— Вот, например, прекрасный зимний пейзаж, — указывает на одну из картин заведующий отделом экспертизы Вадим Пятков. — К нам обратились наши клиенты с предположением, что это Левитан. Но подписи нигде не было. В этом случае нам и пригодился рентген.

Благодаря исследованию удалось увидеть подпись художника. Она скрывалась в левом нижнем углу под слоями краски. Кто и зачем ее закрасил — загадка. Но и на этом экспертиза не закончена. Теперь предстоит узнать химический состав краски. Эксперт центра Софья Резцова берет диковинный инструмент, напоминающий огромный электронный термометр.

— Это элементный анализатор, — уточняет Софья, прикладывая инструмент к картине. — С его помощью мы можем определить химический состав картины. Вот, например, белый цвет. В XIX веке использовались в основном белила со свинцом в составе. Дальше появились цинковые и титановые. Причем титановые самые поздние. Поэтому, если мы определили по каталогу, что картина, скажем, XIX века, но при этом белила на ней титановые, значит, с наибольшей вероятностью, это подделка.

В дальнейшем картину рассматривают под микроскопом, чтобы изучить появившиеся за долгие годы трещины и состав бумаги. И по завершении работ выносится экспертное заключение.

За 10 лет работы центра было вынесено больше трех с половиной тысяч положительных заключений. И, по словам специалистов, сейчас темп работы существенно увеличится, потому что все больше подлинных картин возвращается в Россию.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Шпенглер, соучредитель и генеральный директор Центра художественной экспертизы имени И. Е. Репина:

— За последние годы сложности в реализации коллекций русского искусства за рубежом и одновременно стабильный экономический рост в России создали благоприятную ситуацию. Выводы однозначны: отечественное искусство возвращается в Россию, чему я безмерно рад. Это точно должно было произойти рано или поздно.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.