Тайны икон приоткроет оклад: москвич рассказал о необычном хобби
Сюжет:
Эксклюзивы ВММосквичи Александр и Елена Мокины, коллекционеры иконных окладов — риз, уже 20 лет своей жизни посвятили этому редкому хобби. Сегодня в их семейной коллекции собралось порядка 200 интересных экспонатов.
Профессионально Елена реализовала себя как фармацевт. Александр был востребован как инженер-радиоэлектронщик до перестройки. Но любовь к искусству, истории у главы семейства возникла еще в детстве — и марки с удовольствием собирал, и открытки, а когда научился зарабатывать деньги, увлекся коллекционированием гжельских фарфоровых изделий. Все расставили по своим местам непростые 90-е годы прошлого века, когда многие инженеры вдруг потеряли работу. Александр тоже оказался вынужден искать себе новое занятие. Его заинтересовала мода на настоящие русские самовары. Решил зарабатывать на этом.
— Покупал на вернисажах и рынках, потом находил хороших реставраторов, далее в полировку отдавал… Еще помню ту государственную «полировальную компанию» на Кунцевской. Чтобы самому заниматься реставрацией по металлу, нужно иметь отдельную мастерскую или дом, а у меня квартира, соседи меня бы не поняли. А в этой цепочке никто никому не мешал, и восстановленный антиквариат всегда находил покупателя, — вспоминает Александр.
К собирательству окладов он перешел как-то спонтанно, когда на одном из блошиных рынков в «самоварном ряду» ему вдруг попался фрагмент тонкой чеканной картины. Александр заметил его случайно и захотел купить.
— Все иконы отличаются и техникой живописи, и цветовыми предпочтениями художников. И по этим признакам возможно определить автора или хотя бы географию происхождения. Так, Ярославль разительно отличается от Новгорода или от Вологды. А с окладами все намного сложнее, — рассказывает «Вечерней Москве» Александр.
Он объясняет эту особенность тем, что коллекционеров в этой области совсем немного и даже объединения какого-либо между существующими до сих пор не произошло.
— Сегодня я собираю недорогие оклады — это латунные или медные, на которых не найти авторского клейма, на таких простеньких их не ставили. Но стиль рисунка чеканки присущ определенному времени. Похожие, выполненные в серебре или золоте, с клеймами подсказывают хронологические ориентиры — не скрывает своих творческих изысканий коллекционер, — отмечает Мокин.
Самые древние экспонаты из его коллекции относятся к XVIII веку, это и практически завершенные картины, и украшения от икон: ризы, цаты и венцы.
Коллекционер же отмечает, что находит предметы своей страсти зачастую в крайне плачевном состоянии. Но Александр научился уже видеть те, что представляют наибольшую художественную ценность. Неслучайно организованный, кстати, его супругой Еленой вернисаж в музейно-выставочном центре подмосковного Реутова не остался не замеченным даже московской публикой.
— Я уже совсем забросил самовары, теперь собираю только оклады. Куда девались их иконы — меня спрашивали об этом, конечно, и посетители музея, — я, к сожалению, не знаю. Но они и сами по себе прекрасны. Хотелось бы создать музей, — признается Александр Мокин.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Золотов, художник и реставратор:
— Реставрация икон — очень важная миссия, так как наша страна в большинстве своем православная и сохранение старых образцов икон позволяет возрождать духовные традиции. Стоимость реставрации зависит от количества работ: от размера иконы, от состояния основы и краски. И цена ремонта может колебаться от 6 до 100 тысяч рублей.
ФАКТ
Стоимость самых дешевых окладов в коллекции Мокиных — от 1–2 тысяч рублей. Самые дорогие оцениваются до 30 тысяч рублей.